Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка |
Приложение 3 - Подростковый вариант теста Р. Кеттелла (16 - ФЛО) (форма С)
Приложение 3Подростковый вариант теста Р. Кеттелла (16 - ФЛО) (форма С)Подросткам предлагался детский вариант теста Р. Кеттела в качестве вспомогательного метода. Разделение методов исследования на основные и вспомогательные базировалось на точке зрения К. Леонгарда, который считает, что анализ особенностей личности человека должен основываться прежде всего на данных наблюдений и беседы, а тесты - использоваться лишь в качестве дополнительных объективных подтверждений тем фактам, которые обнаруживаются в наблюдении и беседе, поскольку тесты допускают неоднозначную интерпретацию. Методика предназначена для определения некоторых черт личности (характерологических особенностей), объединенных в 16 функционально связанных факторов, обусловливающих поведение человека в разнообразных ситуациях. В данном исследовании используется с целью изучения устойчивых личностных особенностей подростков. Методика представляет из себя личностный опросник, разработанный Р.Кэттеллом с соавторами. Пытаясь добиться всестороннего описания личности, он начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся в различных словарях, психиатрической и психологической литературе. Это привело Р.Кэттелла к сбору большого количества понятий, касающихся личностных свойств, которые он сравнивал между собой, исключал и соединял. В результате этого с помощью факторного анализа было получено около 30 личностных факторов, из которых 16 использовались в дальнейшем наиболее часто, так как вошли в различные формы опросника Кэттелла, предназначенные для испытуемых различных возрастов. Разработаны варианты опросника для детского и подросткового возраста, а также шесть форм для взрослых. Полученные личностные факторы Р.Кэттелл назвал «основными первичными свойствами личности» или факторами первого порядка. Из этих факторов первого порядка автор с помощью факторного анализа вывел восемь факторов второго порядка, которые он считает более общими, более широкими параметрами. Факторы второго порядка рассчитываются на основе факторов первого порядка с помощью специальных формул. Вследствие этого они, по-видимому, практически не используются в профессиональной психодиагностике, в том числе и в отечественных работах. В данном исследовании применяется опросник формы С, который рассчитан на подростковый возраст, примерно на 30-40 минут. Сущность исследований 16-ФЛО состоит в том, что испытуемый должен из трех предложенных в опроснике ответов выбрать тот, который наиболее полно отражает его мнение, и зафиксировать этот ответ в регистрационном бланке. Для проведения обследования необходимы опросники, демонстрационный плакат и регистрационные бланки. Испытуемым зачитывается инструкция: «Вам будет предложен ряд вопросов, каждый из которых имеет три варианта ответа. Ваша задача состоит в том, чтобы из трех предложенных вариантов ответа выбрать один, отражающий ваше мнение или являющийся правильным по вашему мнению. Выбранный вариант ответа («а», «в» или «с») регистрируется на бланке. Регистрационный бланк содержит несколько колонок клеточек. Каждому из вопросов соответствуют три клеточки для ответов «а», «в» и «с». Ответы, на которых вы остановили свой выбор, отмечаются крестиком в соответствующей клетке. Отвечая на вопросы, проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с номером в регистрационном бланке. Задание выполняйте последовательно, с первого до последнего вопроса, ничего не пропуская. Работайте быстро, не раздумывайте над каждым вопросом более 10-12 секунд. Всю работу вы должны выполнить за 30-40 минут. Не прибегайте слишком часто к промежуточным ответам («в»). Выбирайте такой ответ только тогда, когда не можете ответить иначе. Не старайтесь произвести своими ответами хорошее впечатление. Давайте ответы, наиболее точно отражающие ваше мнение. Ваши ответы нигде обсуждаться не будут. Ответы на каждый конкретный вопрос вообще не рассматриваются. Нас интересуют только количественные (в баллах) показатели свойств личности». Далее эксперт, используя демонстрационный плакат, разбирает несколько примеров. При этом следует обратить внимание обследуемых на то, как регистрируются ответы. В процессе обследования через каждые 10-15 минут необходимо объявлять испытуемым, на какое количество вопросов они уже ответили (из расчета 1 вопрос - 10-12 секунд). Стимульный материал к методике 16-ФЛО Инструкция Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «обычных». Люди различны и каждый может высказывать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно. Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в верхней части листка для ответов. Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клетке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу «А», средняя - ответу «В», а клеточка справа - ответу «C»). В САМОМ ВОПРОСНИКЕ НИЧЕГО НЕ ПИШИТЕ И НЕ ПОДЧЕРКИВАЙТЕ! Если Вам что-нибудь неясно, спросите экспериментатора. Когда будете отвечать на вопросы, все время помните следующие четыре правила: 1. НЕ НУЖНО МНОГО ВРЕМЕНИ ТРАТИТЬ НА ОБДУМЫВАНИЕ ОТВЕТОВ. ДАВАЙТЕ ТОТ ОТВЕТ, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить "среднюю", наиболее обычную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Вы должны закончить отвечать на все вопросы не позднее, чем за полчаса. 2.СТАРАЙТЕСЬ НЕ ПРИБЕГАТЬ СЛИШКОМ ЧАСТО К ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ ОТВЕТАМ ТИПА "НЕ ЗНАЮ", "НЕЧТО СРЕДНЕЕ" и т.п. 3. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТВЕЧАЙТЕ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ПОДРЯД, НИЧЕГО НЕ ПРОПУСКАЯ. Возможно, некоторые вопросы окажутся для Вас не очень подходящими, но и тогда постарайтесь найти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального "ключа", который находится у экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут просматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели. 4. ОТВЕЧАЙТЕ ЧЕСТНО И ИСКРЕННЕ. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае: Вы сможете лучше узнать себя, 2) очень поможете нам в нашей работе. |
Рейтинг: 5.0/2 |
Счетчики: 2168 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |