Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка |
Исследование семей, переживающих кризис внутрисемейных отношений, в психологической науке - продолжение
Исследование семей, переживающих кризис внутрисемейных отношений, в психологической науке - продолжениеОдной из основных проблем в семейных отношениях является принятие решения простить другого человека, другого члена семьи или попросить прощение. Данная проблема возникает сразу после формирования у одного человека устойчивого чувства вины, а у другого обиды. В обоих случаях - это решение сделать первый шаг навстречу своим членам семьи, осознать причины своей обиды или чувства вины. Данные состояния вызывают у членов семьи ощущение наступления глубокого кризиса и тупика во взаимоотношениях с близкими людьми. Р.Энрайт и его коллеги из университета Висконсин- Мэдисон выделили основные ступени прощения: Фаза открытия • Осмысление психологической защиты, признание факта, что обида имела место; • Признание наличия гнева с целью избавиться от него, а не поддерживать его в себе; • Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам; • Осознание затраты эмоциональной энергии на нанесение обиды; • Осознание личностной вовлеченности в когнитивную "репетицию” обиды (или постоянные мысли о ней); • Понимание того, что обиженный постоянно сравнивает себя с обидчиком; • Понимание того, что обиженный может оказаться жертвой постоянного негативного изменения; • Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире; Фаза принятия решения: • Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от чувства обиды не работают; • Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор; • Готовность простить обидчика. Фаза действия: • Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью примеривания на себя различных ролей; • Эмпатия по отношению к обидчику; • Осознание собственного сочувствия обидчику; • «Поглощение» неизбежной боли. Фаза результата: • Нахождение личностного смысла для себя и других в страдании и прощении; • Понимание собственной потребности в прощении со стороны других в прошлом; • Понимание того факта, что человек не изолирован от других; • Понимание того, что пережитая обида может изменить цель жизни; • Осознание уменьшения негативных и возможного роста позитивных чувств в отношении обидчика и понимание внутреннего разрешения ситуации. Р.Энрайт, М.Сантос и Р.Аль-Мабус предложили рассматривать шесть стадий понимания прощения. Основанные на теории когнитивного развития Ж.Пиаже и модели развития этических рассуждений А.Кольберга, эти стадии отражают процесс понимания прощения: • Прощение, основанное на мести: я могу простить обидчика, только если я накажу его в мере, пропорциональной моему собственному страданию; • Прощение основанное на возмещении: если я получу обратно то, чего лишился, если будут принесены извинения, если, простив, я буду чувствовать себя менее виноватым; • Прощение во исполнение ожиданий других; • Прощение во исполнение требований моей религии; • Прощение, как средство достижения социальной гармонии; • Прощение, как любовь, без всяких условий. Ступени процесса получения прощения: • Фаза осознания ситуации: • Формальное отрицание, но внутреннее признание того, что я обидел другого человека; • Чувство вины (в силу нарушенной справедливости), раскаяния (печали), возможно, гнева в свой адрес; • Чувство стыда (ощущение того, что окружающие осуждают и отвергают меня); • Осознание катарсиса; • Осознание когнитивного репетирования; • Сравнивание себя с обиженным, понимание того, как он страдает, сравнение взаимоотношений до и после обиды; • Понимание того, что обиженный мог пережить необратимые негативные изменения по моей вине; • Осознание того, что мое самовосприятие изменилось в худшую сторону (повысился уровень самокритичности, возможно снизилось самоуважение). • Фаза принятия решения: • Понимание того, что мне нужно изменить свои взаимоотношения с тем, кого я обидел; • Желание получить прощение. Оно может выражаться в принесении извинений и попытке загладить нанесенный ущерб. Я могу ошибочно счесть, что в состоянии заставить Другого простить меня; • Понимание того, что прощение, полученное от другого, - это дар, и готовность терпеливо ожидать этого дара. • Фаза действия: • Пересмотр моего понимания Другого, осознание того, что он страдает и нуждается в том, чтобы прошло какое-то время, чтобы он мог простить; • Эмпатия по отношению к Другому; • Появление сострадания к Другому или желания терпеливо страдать вместе с ним; • Принятие боли: Я готов терпеть гнев обиженного и принимаю трудности своего пути к прощению. • Фаза результата: • Нахождение смысла в страдании вследствие нанесенной мной обиды и в трудном пути к прощению; • Осознание того, что Я простил других; • Понимание того, что Я не одинок и что другие тоже оказывались в сходной ситуации; • Нахождение новой цели (как мне впредь жить иначе, чем до сих пор?); • Освобождение от чувства вины и раскаяния, возможно, чувство благодарности к Другому; • Примирение с Другим может начаться или продолжиться. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 1622 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |