Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка |
ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕСовременное состояние семьи в Казахстане, детерминировано рядом факторов, основными из которых являются: общие цивилизационные тенденции и процессы, присущие современным брачно-семейным отношениям; специфика казахстанской культуры, региональные, этнические и религиозные особенности; противоречивые результаты развития семьи в условиях современного казахстанского общества. Низкая культура межличностного общения в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности в оценке и самооценке, в признании, в эмоциональной разрядке и эмоциональном контакте, во внимании, сопереживании, понимании и т.д., которая вызывает внутриличностные конфликты, снижает удовлетворенность семейными отношениями и приводит к дестабилизации брака, кризису семейных отношений. Особенно тяжело в семьях, переживающим кризис семейных отношений, подросткам. Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Главная задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которое можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте. Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет и нравственное развитее, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. В основном многое зависит от самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитее подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями. Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Влияние кризиса семейных отношений на психологию подростка». Цель исследования: выявление влияния кризиса семейных отношений на психологию подростка. Объект исследования – семьи, переживающие кризис семейных отношений. Предмет исследования – психология подростков в условиях кризиса семейных отношений. Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза исследования: если в семейных отношениях наблюдаются конфликты, то у детей-подростков из этой семьи будут наблюдаться нарушения в развитии автономии и индивидуации, как важнейших аспектов развития личности подростка. Гипотеза определила задачи исследования. Задачи: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния кризиса семейных отношений на психологию подростка. 2. Рассмотреть особенности развития личности в подростковом возрасте. 3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления особенностей развития автономии и индивидуации подростков в семьях, переживающих кризис взаимоотношений. Методологической основой являются деятельностно-активистский (В.А. Ядов), структурно-функциональный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) подходы. Как известно, в отечественной психологии связь личности с микросредой обитания широко исследовалась и нашла своё выражение в структурированном деятельностном подходе, согласно которому между субъектом и его микросредой обитания происходит взаимовлияние (Л.С.Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский и др.). Для решения поставленных задач использовался комплекс диагностических методик: «Социальная карта семьи», «Генограмма семьи», подростковый вариант теста Р. Кеттелла (16 - ФЛО) (форма С). База исследования. Базой исследования явилась средняя школа № 7 города Степногорска. Привлечение семей в эксперимент производилось с помощью социального педагога и педагога-психолога. Испытуемые: жители г. Степногрска; родители – лица среднего возраста (от 30 до 50 лет), с различным уровнем образования; возраст детей –12 лет. Исследование проводилось на материале неполных и смешанных семей, т.е. семей, в которых имеется только один родитель либо один из родителей является приемным. Всего было изучено 5 семей. В приведенных описаниях реальные имена детей изменены. Для более точной оценки эффективности предложенного подхода в исследовании личности подростков условиях кризиса семейных отношений необходимо было бы сделать исследование и на контроль¬ной группе, а после проведения экспериментальной работы сравнить полученные данные. Однако в данных конкретных условиях это было невозможно сделать, так как основное условие такого сравнения - как можно более однородная контроль¬ная и экспериментальная группа. В реальных условиях практически невозможно найти семьи с высоким уровнем благополучия в плане затяжного кризиса взаимоотношений, деструктивных супружеских конфликтов и расставаний родителей. С научной точки зрения, конечно, интересно получить данные о тех конкретных формах, развития психологии подростка, которые можно наблюдать в семьях, конструктивно переживающих кризис семейных отношений. Из-за отсутствия экспериментального поля (семьи с высоким уровнем благополучия в плане затяжного кризиса взаимоотношений, деструктивных супружеских конфликтов и расставаний родителей) было решено ограничиться экспериментальной группой. Практическая значимость работы: Очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу влияния кризиса семейных отношений на психологию подростка, так и практическое его значение для дальнейшего совершенствования профилактической и коррекционной работы с подростками, воспитывающимися в условиях кризиса семейных отношений. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 1026 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |