Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Вторник, 01.07.2025
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков

Продолжение - Анализ различных подходов к исследованию агрессивности

Продолжение - Анализ различных подходов к исследованию агрессивности



Теории пробуждения предполагают, что источником агрессии является вызываемый внешними причинами порыв причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации - агрессии, предложенная Доллардом и его коллегами. Центральными в теории Долларда являются два предположения: 1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; 2. Агрессия всегда является результатом фрустрации.
Помимо этого, существуют дополнительные аспекты. В отношении побуждения к агрессии большое значение имеют три фактора:
  • Во-первых, степень ожидаемого удовлетворения от будущего достижения цели;
  • Во-вторых, сила препятствий на пути достижения цели;
  • В-третьих, количество последовательных фрустраций.
Позднее Доллард обратился к исследованию факторов, замедляющих агрессию. Степень замедления в любом акте агрессии варьируется в прямом соответствии с предлагаемой тяжестью наказания, могущего последовать за этим действием. Эту теорию уточнил Берковиц, утверждая, что фрустрация приводит только к готовности действовать агрессивно. Чтобы появилось агрессивное поведение, должны присутствовать посылы к агрессии, то есть средовые стимулы, связанные с актуальными факторами, провоцирующими агрессию в целом.
Схема появления агрессивного поведения (Берковиц)


Рассматриваемые теории трактуют агрессию как инстинктивную потребность, которая ослабляется с помощью агрессивного поведения. Зильманн полагал, что будет более правильно считать, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть тем, что можно наблюдать и измерять. В общем, подразумевается действие неиссякаемого источника агрессивных импульсов.
Когнитивные модели агрессии помещают в центр эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Берковиц в своих поздних работах пересмотрел прежние труды и перенес акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и позитивные процессы. Он утверждал, что препятствия провоцируют агрессию лишь той степени, в какой они создают негативный эффект. Зильманн же доказал, что «познание и возбуждение» теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания приносящего страдание опыта и поведения.


Еще одно теоретическое направление рассматривает агрессию как явление социальное, а точнее как форму поведения, усваиваемую в процессе социального научения. С точки зрения этой теории агрессию нужно рассматривать, учитывая следующие факторы:
1. Каким путем была усвоена агрессивная модель;
2. Факторы, провоцирующие ее проявление;
3. Каковы условия, способствующие закреплению данной модели.
Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии.
Таким образом, агрессия, как бы она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другим живым организмам.

Рейтинг: 5.0/2
Счетчики: 1429 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]