Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети |
Продолжение - 1.3.1. Влияние условий жизни и воспитания на уровень подвижности нервных процессов детей
Продолжение - 1.3.1. Влияние условий жизни и воспитания на уровень подвижности нервных процессов детейДаже при изучении биоэлектрической активности мозга, когда провели пробу с навязыванием ритмов, оказалось, что у обеих девочек усваиваются частоты 9 и 22 колебаний в секунду, т. е. и по этому признаку их нужно отнести к подвижным! В чем же дело? Более близкое знакомство с условиями воспитания Наташи и Кати показало, что у обеих девочек имелись очень сходные условия жизни, которые способствовали формированию замедленных двигательных реакций. Наташа П. с годовалого возраста до 5,5 лет жила в деревне у бабушки, которая постоянно держала ее при себе и приучила к медлительности движений. В 5,5 лет родители взяли Наташу в город и устроили в детский сад, где она находится уже год. За это время девочка в общем приспособилась к новым условиям и требованиям, но преодолеть упроченную медлительность движений пока не может. На темпе умственной деятельности это не сказалось. Катя П. также поступила в детский сад только на шестом году жизни, до этого была дома под наблюдением няни. Мать Кати много болела и не уделяла девочке достаточного внимания, никаких подвижных игр не разрешалось, требовали тишины; няня, сама очень медлительная женщина, привила это качество и Кате. Еще один подобный случай. Кирюша Г., очень медлительный мальчик, если судить по двигательным реакциям, по всем другим признакам обнаруживал высокую подвижность нервных процессов. В семье мальчику уделяется много внимания, с ним играют, используя разнообразные настольные игры, много читают, рассказывают. Поскольку он находится на попечении бабушки и дедушки, двигательная активность Кирюши очень ограничена и выработалась медлительность двигательных реакций, вопреки высокой природной подвижности. Встречаются иногда случаи другого рода. Саша С., отнесенный по предварительным данным к группе подвижных детей, при проверке уровня подвижности нервных процессов дал низкие результаты. По своим поведенческим реакциям Саша производил впечатление подвижного ребенка. Но обнаружилось, что на самом-то деле у него довольно низкая подвижность нервных процессов. В этом случае, как и в предыдущих, сказались условия воспитания: у Саши два брата - один старше, другой - младше него, и с ними он играет, иногда и дерется, в чем-то они помогают друг другу, а в чем-то соперничают. От мальчика постоянно требуется быстрота реакций, и подвижность нервных процессов тренируется. Многие ученые считают, что скорость двигательных реакций и умственной деятельности не связаны между собой - могут иметь близкие скоростные характеристики, а могут и существенно различаться. Многолетние наблюдения убеждают нас, что уровень подвижности нервных процессов обусловливает определенный личный темп, проявляющийся равно в двигательной и умственной сферах. Но могут быть (и не очень редкие) случаи, расхождения в скорости протекания умственных и двигательных реакций и связано это с теми влияниями, которые накладывают условия жизни и воспитания. В одним случаях эти влияния имеют тормозящий характер (как у Наташи, Кати и Кирюши), в других - стимулирующий (как у Саши). К сожалению, чаще приходится наблюдать изменения в сторону понижения подвижности в фенотипе, как следствие неправильного воспитания. Особое значение имеет характер воспитательных воздействий в тех случаях, когда инертность (малая подвижность) нервных процессов проявляется как природная черта нервной деятельности ребенка. Здесь отсутствие условий для тренировки свойства подвижности приводит к углублению его дефицита. На протяжении нескольких лет исследователям пришлось наблюдать Толю Ф., который воспитывался дома, был окружен большим вниманием и заботой. Мальчиком занимались бабушка и няня. Обе они пожилые, усталые женщины - старались занимать ребенка спокойными играми, чтением; с другими детьми ему не разрешалось общаться из боязни инфекций и дурного влияния, гулял он только за руку с няней или бабушкой. Толя с раннего детства отличался некоторой медлительностью, резко выраженным внешним торможением (от него нельзя было добиться слова при постороннем человеке, резко затормаживался при всяком неожиданном зрительном; или звуковом воздействии). Все это приняло очень тяжелую форму, когда Толя поступил в школу. Новая обстановка, новые лица, окружение чрезвычайно обострили проявления тормозимости: все открыли тетрадки, а он лишь достает свою, когда он, наконец, открыл тетрадь и взял ручку, остальные успели написать несколько букв - он терялся и не знал, что ему делать. Когда к нему обращалась учительница, он "столбенел" - стоял молча, затем начинал плакать. Позже присоединились невротические симптомы: утром не мог есть, появились рвоты, всю дорогу до школы плакал. Дома, в привычной обстановке, маме и бабушке хорошо отвечал уроки, проявлял сообразительность и любознательность. Мальчик с трудом перешел во 2-й класс и на втором году в какой-то мере стал преодолевать свою заторможенность, входить в контакт с детьми. Подобные случаи не так уж редки и поэтому хочется обратить на них внимание родителей и педагогов. Инертный ребенок, поставленный в условия чрезмерной опеки, оказывается в дальнейшем в тяжелом положении, т. к. при этом свойство подвижности, и без того недостаточное, ослабляется еще более. Необходимо помнить о том, что нервная система ребенка с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждается в постоянной тренировке, в противном случае, будут ограничены возможности приспособления его к социальной среде, трудности в обучении. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 821 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |