Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети

Продолжение - 1.2.2. Особенности процесса торможения у медлительных детей

Продолжение - 1.2.2. Особенности процесса торможения у медлительных детей

Значительное усиление внутреннего торможения к 6-7 годам является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Нужно отметить, что выработка всех форм внутреннего торможения - очень трудная задача для незрелой нервной системы детей и у малышей часто сопровождается отрицательными эмоциональными реакциями: они сердятся, плачут, иногда даже замахиваются кулачком на того, кто пытается затормозить нежелательные действия ребенка. Есть ли различия в соотношении внешнего и внутреннего торможения у детей с разным уровнем подвижности нервных процессов? Да, есть. Конечно, у подвижных и медлительных детей возрастные особенности соотношения внешнего и внутреннего торможения принципиально одинаковы, но наблюдения показывают, что у медлительных выраженность внешнего, врожденного торможения, которое является более примитивным, значительно сильнее, а развитие внутреннего торможения у них идет медленнее. Так, по обширным исследованиям в лаборатории Э. Б. Аюровой (данные которой были математически обработаны М. В. Антроповой) и С. А. Ахмедовой (также обработанные по методикам Антроповой) у медлительных детей к 6-7-летнему возрасту внутреннее торможение оказывается сравнительно слабо развитым [21].
Внешнее торможение очень наглядно демонстрируется в пробе, предложенной 3. В. Денисовой (1974): детям предлагается перерисовывать геометрические фигуры, причем ребенок должен передать и контуры, и цвет образца. В какой-то момент, неожиданно раздается громкий звук ("экстрараздражитель"), действие которого вызывает внешнее торможение - более или менее значительно задерживает ход перерисовки или вызывает ошибки в передаче контура фигуры, ее цвета.
Реакция на экстрараздражитель подвижного ребенка 6 лет следующая: после действия громкого гудка он сделал только одну ошибку в цвете фигуры, т. е. влияние экстрараздражителя было небольшим. Инертный ребенок того же возраста реагировал гораздо сильнее: в первой после действия гудка фигуре сделал лишь маленькую черточку, вторую тоже передал только частично и с ошибкой в цвете. Малая устойчивость по отношению к действию новых раздражителей у медлительных детей свидетельствует о большой силе внешнего торможения у них.
Силу внутреннего торможения определяли следующим образом. Дифференцировочное торможение изучали у детей в ходе определения у них уровня умственной работоспособности. Детям раздавали листы с напечатанными на них различными фигурами (они называются фигурными таблицами и применяются для детей дошкольного возраста). Дети должны были выделить среди других фигур квадрат, треугольник и круг и поставить в них определенные знаки ("+", "-","."). Таким образом в этом задании все основано на дифференцировочном торможении, которое гасит реакции на другие фигуры, помогает выделить нужный знак. Ошибки, которые дети делают в этой пробе, связаны с недостаточно сильным дифференцировочным торможением. Специальная математическая обработка (единицу делят на стандартизованное (рассчитанное на 200 знаков количество ошибок) позволяет получить количественный показатель силы внутреннего торможения. Оказалось, что у подвижных детей этот показатель составляет 0,72, а у медлительных - всего 0,43. Значит, сила дифференцировочного торможения у медлительных на 39% меньше, чем у подвижных (Данные М. В. Антроповой и Э. Б. Аюровой).
Запаздывательное торможение изучалось в пробе-игре. Несколько ребятишек усаживали вокруг столика, на котором лежала накрытая салфеткой игрушка. Детям говорили: "Закройте глаза. Когда я досчитаю до пяти, откроете глаза и увидите, что лежит под салфеткой!" Задержать реакцию открывания глаз на 5 секунд (до счета "пять") смогли только подвижные дети, медлительные же, поскольку у них внутреннее торможение недостаточно сильно, открывали глаза на счет "два" и реже - на счет "три". Как можно видеть, здесь были получены еще худшие результаты, чем в предыдущей пробе, но этого и следовало ожидать, поскольку запаздывательное торможение труднее для нервной системы, чем дифференцировочное.
Вот пример "от обратного" - интересный случай долгосрочного наблюдения детей, описанный в американской периодике. Четырехлеткам предлагали лакомство, mash-mellow. "Можешь съесть его прямо сейчас, но если подождешь, пока я вернусь, получишь два", - и взрослый выходил из комнаты. Те немногие, кто дожидался возвращения взрослого, действительно получали вторую порцию. Однако более серьезная награда ждала их впереди: к окончанию школы именно терпеливые получали высшие баллы и пользовались высоким авторитетом у одноклассников.
Сравнивая соотношение силы внешнего и внутреннего торможения у детей с высокой и низкой подвижностью нервных процессов, можно видеть очень серьезные качественные различия. Часто приходится слышать, что медлительные дети отличаются сильным торможением. Но это не совсем так. Как мы уже убедились, сильным у них является лишь внешнее торможение, внутреннее же торможение сравнительно слабо. У подвижных детей, напротив, внутреннее торможение значительно превалирует над внешним, что очень благоприятно сказывается на возможностях приспособления этих детей к среде и на возможностях успешного обучения.
Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 880 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]