Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети |
1.1.3. Медлительность - типологическая особенность нервной системы
1.1.3. Медлительность - типологическая особенность нервной системыУ простого человека сразу же возникает вопрос: а зачем это нужно доказывать? Ведь и так видно, что вот этот ребенок, и этот, и этот - копуши. Не все ли равно, какими причинами обусловлена их медлительность - важно как им помочь! Но вот для того, чтобы помочь и нужно знать природу того явления, с которым собираются бороться, иначе работа будет вестись вслепую. Уже упоминалось, что свойство подвижности изучалось у детей наиболее глубоко лабораторией А. Г. Иванова-Смоленского. Он даже положил в основу своей классификации типологических особенностей высшей нервной деятельности детей именно свойство подвижности и выделил категорию медлительных ребятишек, он называл их "инерционными". Иванов-Смоленский дал подробную характеристику этих детей, но высказал сомнение в том, что их характерные черты связаны с типом нервной деятельности. Он исходил из того, что инерционные дети должны бы относиться к сильному уравновешенному инертному типу (флегматикам), но согласно И. П. Павлову, этот тип является здоровым, благоприятным типом, который дает хорошее приспособление к требованиям среды. Между тем инерционные дети имеют сравнительно низкие адаптационные возможности, они подвержены развитию неврозов. Иванов-Смоленский считал, что нужно искать объяснения медлительности инерционных детей не в типе нервной деятельности, а в чем-то другом, например, задержке созревания функций мозга. Изучение нервной деятельности медлительных детей показало, что действительно сейчас их нельзя отнести к павловскому сильному уравновешенному инертному типу. Возможно, что это - формирующиеся флегматики и свойства нервных процессов у них изменятся с возрастом, но чтобы утверждать это, нужны многолетние наблюдения, которых нет. Остается открытым вопрос о том, будут ли наблюдаемые сейчас медлительные дети в будущем флегматиками в том смысле, который вкладывал в этот термин Павлов, т. е. будут ли они сильными и уравновешенными, с хорошей приспособляемостью. Однако, можно сделать вывод о том, что отмеченные особенности работы мозга медлительных детей являются типологическими, т. е. генетически обусловленными. На каком основании делается такой вывод? То обстоятельство, что на протяжении ряда лет обнаруживается примерно одинаковое процентное соотношение инертных, подвижных) детей и детей, имеющих промежуточные уровни подвижности нервных процессов, убедительно говорит о том, что это есть проявление типологических черт. Доводом в пользу этого вывода является и то, что по данным психологических тестов общий уровень психического развития медлительных детей соответствует возрастным нормам. Иначе говоря, нет оснований думать о задержке созревания мозга этих детей. Но этого мало. Получены и более убедительные доказательства при изучении биоэлектрической активности мозга и характера вегетативного реагирования медлительных и подвижных детей. В настоящее время установлено, что некоторые особенности биоэлектрической активности мозга являются врожденными и отражают типологические закономерности. К ним относятся, например, преобладание низких или высоких частот биоритмов в так называемой фоновой активности (т. е. в покое, до подачи каких-либо сигналов); очень показательны изменения мозговой ритмики при "навязывании" низких и высоких частот при световой или звуковой стимуляции, причем у людей с высокой подвижностью нервных процессов низкие частоты как-бы не воспринимаются, а усваиваются преимущественно высокие, у людей же с низкой подвижностью нервных процессов происходит усвоение лишь низких частот (запись биотоков мозга такая же безопасная процедура как запись электрокардиограммы, и у детей проводится в ситуации игры, не вызывая никаких неприятных ощущений). Оба этих показателя изучались у подвижных и медлительных детей. В. Н. Заклякова проводила регистрацию биотоков при действии световых вспышек с частотой 3, 5, 10, 14, 18 мельканий в секунду. В покое (до подачи сигналов) у детей с высокой подвижностью нервных процессов отмечалась устойчивая ритмика и преобладающим был ритм 8 и 9 колебаний в секунду (альфа-волны), особенно хорошо выраженный в нижнетеменных и затылочных областях. Фоновая активность у медлительных детей была очень нестабильна, волны были различной частоты, уплощенные, альфа-волны 7 и 8 колебаний в секунду. При световой стимуляции у детей с высокой подвижностью нервных процессов происходит усвоение навязываемых частот 10 и иногда 14 колебаний в секунду (это значит, что у ребенка происходит перестройка ритмики и преобладающими становятся волны 10 к/сек.). У медлительных детей усваиваются лишь частоты 5 и реже - 7 к/сек. Для обработки полученных электроэнцефалограмм был использован специальный метод математического (корреляционного) анализа, который позволяет установить, какие отделы коры головного мозга являлись в момент записи биотоков наиболее активными. Этот метод показал, что у подвижных детей в состоянии покоя все отделы мозга сильнее взаимосвязаны, а при действии высоких частот световой стимуляции у них отмечается высокая активность лобных отделов; увеличивается количество связей (корреляций) лобного отдела при действии световых мельканий 10 в секунду. Аналогичная картина регистрируется у медлительных детей при действии 3-5 мельканий в секунду. В покое у этих детей различные отделы мозга оказываются более разобщенными, общее количество связей у них меньше. Таким образом, можно сказать, что по результатам электрофизиологического обследования между подвижными и медлительными детьми выявляются, отчетливо проявляются врожденные типологические различия, а также очевидна более высокая функциональная активность мозга подвижных. Большое значение для понимания природы явления медлительности имеют данные изучения вегетативных реакций у детей обеих групп - подвижных и медлительных. Вегетативная нервная система имеет в организме особое значение: она ведает всеми жизненными процессами: роста, обмена веществ, механизмами поддержания функционального равновесия между всеми органами и системами. Вегетативная нервная система имеет два отдела: симпатический и парасимпатический, роль которых в жизнедеятельности организма различна, например, возбуждение симпатического отдела вызывает учащение сердцебиений и дыхательных движений, повышение артериального давления, но урежение движений кишечника; возбуждение парасимпатического отдела влечет за собой замедление сердцебиений и дыхательных движений, снижение артериального давления, усиление перистальтики кишечника и т. д. Такие различия в характере влияния на организм обоих отделов вегетативной нервной системы связано с тем, что они находятся под воздействием разных нейрогормонов. Конечно, нейрогормональные отношения очень сложны, но здесь будут упомянуты лишь наиболее важные. Симпатический отдел активизируется адреналином и норадреналином, а парасимпатическая - ацетилхолином. Можно сказать, что именно нейрогормоны, т. е. биохимические влияния создают функциональное превалирование того или другого отдела вегетативной нервной системы, а значит и особенностей деятельности нервной системы в целом. Это предвидел И. П. Павлов и указывал на необходимость учитывать физико-химическую основу жизненных явлений [6]. Последующие исследования подтвердили, что биохимическая характеристика нервной деятельности определяет типологическое превалирование симпатической или парасимпатического отделов вегетативной системы. Впервые в 1935 г. Э. А. Асратян в наблюдениях над животными установил, что для сильного уравновешенного подвижного типа характерна превалирующая роль симпатического отдела, а для инертного (медлительного) - парасимпатического. Этот вывод был сделан на основании изучения частоты сердцебиений, дыхательных движений, уровня артериального давления и т. д. Позднее это было подтверждено исследованиями на людях, причем использовались и биохимические методы определения нейрогормонов. В наблюдениях С.А.Ахмедовой изучался характер вегетативного реагирования у детей 4-7 лет с высокой и низкой подвижностью нервных процессов. Кроме регистрации таких показателей, как доминирующие частота сердечных сокращений и уровень артериального давления, определялись: вегетативный индекс (отношение частоты сердечных сокращений к величине артериального давления - при высоком тонусе симпатического отдела он выше единицы, при высоком тонусе парасимпатического отдела - ниже единицы), натрий-калиевый коэффициент в слюне. Концентрация натрия и калия тесно связана с балансом симпатического и парасимпатического тонуса; при повышенном симпатическом тонусе концентрация натрия уменьшается, при повышенном парасимпатическом тонусе - повышается. Все использованные методики показали, что у детей с высокой подвижностью нервных процессов преобладает симпатический тонус, а у медлительных - парасимпатический. Нужно иметь в виду, что вегетативные показатели при повышенном симпатическом тонусе ближе к норме, чем при повышенном парасимпатическом тонусе, что означает более высокие приспособительные возможности организма подвижных детей. Таким образом, и эти исследования показали, что уровень подвижности нервных процессов есть типологическая особенность и зависит от превалирующих нейрогормонов [23]. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 1595 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |