Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети

1. Теоретические и практические аспекты психологической помощи медлительным детям

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЕДЛИТЕЛЬНЫМ ДЕТЯМ


1.1. Проблема изучения подвижности нервных процессов

1.1.1. Подвижность нервных процессов как объект изучения в психологической и смежных науках

Психологи и врачи давно заметили, что каждому человеку присущ какой-то свой темп движений, свой темп психической деятельности - его называют различно: "личный темп", "собственный темп". Он проявляется в больших индивидуальных различиях скорости как простых двигательных реакций, так и сложных моторных актов, а также протекания различных форм умственной деятельности: решения логических задач, заучивания, переключения внимания и т. д. [13].
Наблюдения многих ученых показали, что "личный темп" у каждого человека очень постоянен. При возбуждении и утомлении отмечаются некоторые сдвиги в скорости протекания реакций - они могут ускоряться или замедляться, но как только восстанавливается нормальная возбудимость нервной ткани, т. е. человек успокоится или отдохнет, так восстанавливается и свойственный этому человеку его личный темп.
Большинство авторов, изучавших этот вопрос, пришли к заключению, что "личный темп" связан с врожденными типологическими особенностями нервной системы человека. У детей личный темп изучался мало, между тем большое количество медлительных детей делает эту проблему очень острой.
Важно выяснить, в чем тут суть дела, почему возникают такие различия в скорости двигательной и умственной деятельности - зависят они исключительно от врожденных особенностей нервной системы детей или какую-то роль играют и условия жизни и воспитания? Ответы на эти вопросы помогут увереннее подойти к решению практических задач.
Исследованиями великого русского физиолога И. П. Павлова и его сотрудников сначала на животных, а затем и на человеке было установлено, что вся деятельность нервной системы осуществляется двумя нервными процессами: возбуждением и торможением. Как говорил Павлов, вся жизнь человека есть постоянное взаимодействие, столкновение, соотношение этих двух нервных процессов. Психологи до сих пор не знают точно природу возбуждения и торможения, но известно, что каждый из них имеет свою биохимическую характеристику и связанную с ней и биофизическую, которая выражается в особенностях электрической активности мозга. Огромной общепризнанной научной заслугой Павлова является открытие, что нервные процессы обладают некоторыми свойствами: силой, подвижностью и уравновешенностью по силе и по подвижности. Так, нервные процессы могут быть сильными или слабыми, подвижными или инертными (малоподвижными); эти свойства могут быть выражены у индивида примерно одинаково как в процессе возбуждения, так и в процессе торможения или же один процесс может, быть сильнее и подвижнее. Свойства нервных процессов могут сочетаться самым различным образом и в зависимости от того, как комбинируются сила и подвижность и насколько хорошо или плохо они сбалансированы (уравновешены) и получается тот или иной тип нервной деятельности.
Положение о типе нервной деятельности как следствии определенной комбинации свойств нервных процессов впервые поставило вопрос о типах на научную основу. До этого делалось очень большое количество предположений о причинах формирования типологических различий, но они оставались предположениями, т, к. не могли быть подтверждены фактами. Вопрос этот, между тем, имеет и большую практическую значимость, почему он и интересовал людей очень давно. И. П. Павлов полагал, что количество возможных комбинаций свойств нервных процессов очень велико, а значит велико и количество типологических вариантов (как у животных, так и у человека). Однако он выделял четыре основных типа:
  1. Сильный, неуравновешенный. Оба нервных процесса сильны, но возбуждение преобладает над торможением, поэтому возникающие вспышки возбуждения плохо контролируются, долго не угасают. Подвижность обоих нервных процессов (особенно торможения) недостаточна.
  2. Сильный, уравновешенный, подвижный. Оба нервных процесса отличаются значительной и примерно равной силой и хорошей подвижностью.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный. Как и у предыдущего типа, оба нервных процесса сильны, уравновешены, но подвижность их сравнительно мала.
  4. Слабый тип характеризуется малой силой и недостаточной подвижностью как возбуждения, так и торможения. Быстро утомляется и истощается.

Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 776 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]