Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети |
1. Теоретические и практические аспекты психологической помощи медлительным детям
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЕДЛИТЕЛЬНЫМ ДЕТЯМ1.1. Проблема изучения подвижности нервных процессов 1.1.1. Подвижность нервных процессов как объект изучения в психологической и смежных науках Психологи и врачи давно заметили, что каждому человеку присущ какой-то свой темп движений, свой темп психической деятельности - его называют различно: "личный темп", "собственный темп". Он проявляется в больших индивидуальных различиях скорости как простых двигательных реакций, так и сложных моторных актов, а также протекания различных форм умственной деятельности: решения логических задач, заучивания, переключения внимания и т. д. [13]. Наблюдения многих ученых показали, что "личный темп" у каждого человека очень постоянен. При возбуждении и утомлении отмечаются некоторые сдвиги в скорости протекания реакций - они могут ускоряться или замедляться, но как только восстанавливается нормальная возбудимость нервной ткани, т. е. человек успокоится или отдохнет, так восстанавливается и свойственный этому человеку его личный темп. Большинство авторов, изучавших этот вопрос, пришли к заключению, что "личный темп" связан с врожденными типологическими особенностями нервной системы человека. У детей личный темп изучался мало, между тем большое количество медлительных детей делает эту проблему очень острой. Важно выяснить, в чем тут суть дела, почему возникают такие различия в скорости двигательной и умственной деятельности - зависят они исключительно от врожденных особенностей нервной системы детей или какую-то роль играют и условия жизни и воспитания? Ответы на эти вопросы помогут увереннее подойти к решению практических задач. Исследованиями великого русского физиолога И. П. Павлова и его сотрудников сначала на животных, а затем и на человеке было установлено, что вся деятельность нервной системы осуществляется двумя нервными процессами: возбуждением и торможением. Как говорил Павлов, вся жизнь человека есть постоянное взаимодействие, столкновение, соотношение этих двух нервных процессов. Психологи до сих пор не знают точно природу возбуждения и торможения, но известно, что каждый из них имеет свою биохимическую характеристику и связанную с ней и биофизическую, которая выражается в особенностях электрической активности мозга. Огромной общепризнанной научной заслугой Павлова является открытие, что нервные процессы обладают некоторыми свойствами: силой, подвижностью и уравновешенностью по силе и по подвижности. Так, нервные процессы могут быть сильными или слабыми, подвижными или инертными (малоподвижными); эти свойства могут быть выражены у индивида примерно одинаково как в процессе возбуждения, так и в процессе торможения или же один процесс может, быть сильнее и подвижнее. Свойства нервных процессов могут сочетаться самым различным образом и в зависимости от того, как комбинируются сила и подвижность и насколько хорошо или плохо они сбалансированы (уравновешены) и получается тот или иной тип нервной деятельности. Положение о типе нервной деятельности как следствии определенной комбинации свойств нервных процессов впервые поставило вопрос о типах на научную основу. До этого делалось очень большое количество предположений о причинах формирования типологических различий, но они оставались предположениями, т, к. не могли быть подтверждены фактами. Вопрос этот, между тем, имеет и большую практическую значимость, почему он и интересовал людей очень давно. И. П. Павлов полагал, что количество возможных комбинаций свойств нервных процессов очень велико, а значит велико и количество типологических вариантов (как у животных, так и у человека). Однако он выделял четыре основных типа:
|
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 776 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |