Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Медлительные дети

Введение - Медлительные дети

ВВЕДЕНИЕ


Как воспитывать детей, знает каждый.
За исключением тех, у кого они есть.
Патрик О’Рурк,
американский писатель

Актуальность темы исследования
Нормальное развитие организма предопределено оптимальным
соотношением морфологических характеристик, сенсорных и двигательных реакций, особенностей вегетативной регуляции и психоэмоциональной сферы (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 1999; СВ. Яхонтов и соавт., 2000).  При этом этапность нервно-психического развития и иерархичность психических функций не только формируют общие психологические реакции детей и подростков, но и во многом определяют индивидуальный характер реагирования на неблагоприятные воздействия окружающей среды, поведение, а также уровень психического и соматического здоровья (Д.А. Фарбер и соавт., 1998; А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, 2000). Однако при наличии большого количества публикаций о закономерностях развития организма на различных этапах онтогенеза проблема формирования, сохранения и оценки индивидуального здоровья остается актуальной и в настоящее время (К.В. Судаков, 1998; Н.В. Дмитриева, О.С. Глазачев, 2000; Н.Н. Гребнева и соавт., 2001; П.Г. Койносов и соавт., 2001; А.П. Кузнецов и соавт., 2001). В педагогической практике остро стоит проблема медлительных детей и подростков (М.В. Антропова и соавт., 1999) [23].
Еще в 1978-83 годах Лаборатория высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР производила массовые обследования шестилетних детей в ряде детских садов г. Ленинграда для определения у них уровня "школьной зрелости". В ходе этих обследований было обнаружено, что в среднем 22% от общего числа обследованных оказались медлительными. Хотя уровень их общего психического развития соответствовал возрастным нормам, они были отнесены к "незрелым" и "среднезрелым", т. к. не успевали выполнить задания, которые им давались, или спешили и делали очень много ошибок. Это и послужило поводом к более глубокому изучению медлительных детей. Сведения о них начали накапливаться с 50-х годов. Известный физиолог А.Г. Иванов-Смоленский отметил (1971), что многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что в школе медлительные дети оказываются в неблагоприятном положении и часто дают неврозы.
Американский психолог Дж. Холт (1956) на основании своих наблюдений пришел к заключению, что даже небольшая степень медлительности снижает шансы ребенка на успех в учебе. Более поздние исследования подтвердили эти выводы. В.П.Герасимов (1976) прямо говорил о плохой успеваемости медлительных детей в школе и указывает, что они вынуждены вырабатывать различные "тактики" компенсации недостатка подвижности и это составляет дополнительную нагрузку стрессового характера на их нервную систему. Л.Г. Воронин и его сотрудники (1980) изучали протекание процессов запоминания, а В.А. Суздалева (1980) - характер усвоения информации школьниками, имеющими высокую и низкую подвижность нервных процессов. Все показатели, полученные у детей с низкой подвижностью нервных процессов (медлительных) были значительно ниже, чем у их более подвижных сверстников. Н. Е. Малков (1978) определял "умственную выносливость" - способность длительно и продуктивно заниматься - и оказалось, что у инертных (т. е. медлительных) детей она в два раза ниже. По некоторым  наблюдениям медлительные дети испытывают затруднения при обучении уже в детском саду [23].
Медлительные дети больше подвержены развитию неврозов. Ведь даже у взрослого человека, если он длительно напрягает свойство подвижности (работает в условиях ограниченного времени, следит за быстро меняющимися сигналами и т. д.) происходит нарушение деятельности нервной системы: появляются колебания артериального давления, аритмия сердечных сокращений, расстройства сна, общие сдвиги возбудимости [31].
Неблагоприятные последствия напряжения (или перенапряжения) свойства подвижности у детей развиваются быстрее и носят более стойкий характер, чем у взрослых. Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе - получаются по выражению психологов "интраверты", т. е. люди, "обращенные в себя". Подвижные дети, напротив, легко идут на контакт с другими детьми и взрослыми людьми, открыты, это - "экстраверты", "обращенные наружу".
Все эти факты говорят о том, что медлительные дети нуждаются в помощи. Нельзя забывать, что темп жизни непрерывно ускоряется. Врачи и психологи подчеркивают, что современный человек должен думать и действовать быстрее, чем наши прадеды и деды. Для того, чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми нервной системе человека техническим прогрессом, быстро растущим объемом информации, нужна высокая подвижность нервных процессов.
Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Медлительные дети».
Цель исследования: научное обоснование особенностей медлительных детей и необходимости оказания психологической помощи этим детям.
Объект исследования – медлительные дети.
 Предмет исследования – теоретические и практические аспекты психологической помощи медлительным детям.
Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования.
Гипотеза исследования: особенности медлительных детей имеют типологическую природу и поддаются коррекции.
Гипотеза определила задачи исследования.
Задачи:
  1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме изучения медлительных детей;
  2. Исследовать по литературным данным возможность компенсации дефицита подвижности у медлительных детей;
  3. Разработать систему коррекционных мероприятий по преодолению дефицита подвижности у медлительных детей;
  4. Экспериментально проверить эффективность разработанной технологии.
Методологические основы исследования: Методологической основой исследования является деятельностный подход в психологии П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова.
Для решения поставленных задач использовался комплекс диагностических методик:  «Проставь значки», «Поставь точки», «Графический диктант».
Практическая значимость работы
На основе анализа экспериментально полученных данных можно смело утверждать, что при правильной организации воспитательной среды  медлительных детей, возможно компенсировать дефицит подвижности  их нервной системы.
Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу теоретических и практических аспектов психологической помощи медлительным детям, так и практическая, так как результаты исследования могут применяться в практике детских дошкольных учреждений.
Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 1840 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]