1.3. Выводы по первой главеИзучение литературных источников выявили основные подходы к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:- Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности — необходимые, но недостаточные условия творческой активности личности.
- Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей, и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет.
- Творческая способность — креативность — является независимым от интеллекта фактором.
Однако в современном мире творческие достижения возможны только в той сфере культуры, где личность проявляет активность, а уровень достижений обусловлен общим уровнем развития интеллекта. И чем дальше будет развиваться человечество, тем более значительной будет роль интеллектуального опосредования в творчестве.В образовании, направленном на развитие креативности, как и в других учебных ситуациях, полное признание потенциала индивидуальной личности должно быть ведущим принципом. Образование, направленное на развитие творчества обучающихся, должно предусматривать:- открытость всей системы;
- гибкость организации;
- общее творческое отношение и поведение учителей и администраторов,
- более открытый подход к преподаванию и инструктированию;
- гибкое применение использующих дивергентное мышление игр и заданий, связанных с учебными темами и включающих физическую разминку между ними;
- тщательное наблюдение и оценку творческого поведения детей в рамках поощрительно-диагностического подхода;
- планирование и реализацию больших, более длительных междисциплинарных проектов, в которых все участники смогут действительно идентифицироваться со своей работой, принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни детей.
Такие проекты при внедрении в окружение и жизнь детей должны учитывать экологические местные условия. В одной из недавних работ К.Харрис сообщила о разработанной ею программе развития креативности среди детей в Микронезии, которая может не только быть распространена на другие страны Третьего Мира, но и рассматриваться как общий вполне осуществимый подход к поощрению и развитию креативности и мышления не только у одаренных детей. Одна из ее находок, важная для распространения подобных проектов, может быть названа "эффектом домино”. Этот эффект состоит в том, что учащиеся, не участвовавшие в программе, но наблюдавшие ее проведение, также обнаружили улучшение показателей своей креативности.
|
|