Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности

Шаг 2: Определение понятия «креативность». Построение модели креативности ПРОДОЛЖЕНИЕ

Общая информационная и мыслительная база
Не только сензитивность к проблеме, но и все дивергентные субкомпоненты связаны со вторым компонентом системы. Дивергентное мышление должно основываться на широком восприятии, глубокой общей информационной и мыслительной базе. Быстрое восприятие, обработка информации и данных, хранение их в гибкой и легко доступной сетевой системе памяти определяют предрасположенность к беглому, гибкому ассоциативному мышлению. Переформулировка, переопределение, реконструкция проблемы нуждается в их анализе и оценке полезности. Анализ, рассуждения и логическое мышление необходимы для сбора и подготовки информации, требующейся на начальной стадии творческого процесса; они нужны и на конечной стадии, когда, вместе с критическим и оценочным мышлением, происходит реализация и совершенствование творческой идеи или продукта. Динамическое равновесие двух компонентов двигает вперед творческий процесс; этим может быть объяснено то, что некоторые исследователи говорят об определенном уровне интеллекта (дивергентного мышления), необходимом для высокой креативности. Подобный равновесный взаимообмен происходит между всеми компонентами и в их единой функциональной динамической системе.
База специальных знаний и специфические умения
Одно лишь дивергентное мышление не приведет к творческим достижениям в специальной области без овладения соответствующими знаниями. В последние годы все больше внимания уделяется знаниям в определенной сфере как предпосылке появления общих творческих идей и продуктов, особенно когда дело касается выдающихся, оригинальных, исторически важных революционных открытий. Т.Амабиль и Р.Браун [17] рассматривают умения в определенной области как фундаментальные для творческих успехов. Подобных взглядов придерживается и Дж. Хейес [17], указывая на убедительные свидетельства того, что во многих сферах годы подготовки и сосредоточенной работы необходимы для создания действительно творческого продукта. Даже полученные Р. Вейсбергом [17] данные, несмотря на его попытки уничтожить некоторые так называемые мифы креативности, подтверждают важность компонента специальных знаний. Они ясно показывают, что инсайты мало вероятны, если отсутствуют знания в соответствующей области; инсайты зависят от получения, оценки и интеграции знаний, необходимых и полезных для данной задачи.
Сосредоточенность на выполнении задачи
Обретение всеобъемлющих и подробных знаний и умений в специальной области требует высокой дисциплины, увлеченности задачей и сосредоточенности на ней. Рассматриваемая проблема и тематически связанная с ней область должны сохраняться в центре внимания в течение долгого времени, хотя и с разной интенсивностью. Концентрация и селективность необходимы для сбора, анализа, оценки и обработки информации.
Мотивация и мотивы
Соответствующая мотивация, желательно внутренней природы, является необходимым условием творчества. Т.Амабиль [17] в своем исследовании подчеркивает роль внутренней мотивации, возникающей как реакция индивида на внутренние свойства стоящей перед ним задачи. Ее работа показывает важность социальных и контекстуальных факторов в творческом процессе, на который могут оказать негативное влияние некоторые внешние факторы, например ожидание оценки или награды, отсутствие выбора в возможности быть включенным в решение задачи.
Дж. Хейес [17] также подчеркивает важнейшую роль мотивации в творческом процессе. По его данным, не было обнаружено чисто когнитивных переменных, по которым можно было бы дифференцировать творческих и не творческих индивидов. Различия в креативности зависят от различий в мотивации, которые ведут к когнитивным различиям, например, приводя к различиям в интенсивности овладения и размерах необходимых знаний и умений; все это вместе, по мнению Дж. Хейеса, объясняет наблюдаемые различия между творческими и не творческими личностями.
Потребность в новизне, любознательность, стремление к исследованиям и знаниям являются врожденными для каждого ребенка, но они слишком часто оказываются подавлеными родителями и образовательной средой.
Открытость и толерантность к неопределенности
Наконец, в диалектическом взаимодействии и сосредоточенностью на задаче важную роль играет такой компонент, как открытость и толерантность к неопределенности. Приводя в качестве примера Эйнштейна, А.Лесголд [10] показывает важнейшее различие между творчески продуктивным и "нормальным” процессом решения задачи. В творческом процессе очевидно важную роль играет переход от сосредоточенной, напряженной деятельности к отстраненной, несфокусированной фазе. Гений Эйнштейна заключается, с одной стороны, в адекватной комбинации могучего сосредоточенного мышления и компетентности в естественных науках и, с другой стороны, в способности отключаться и время от времени впадать в задумчивость. Здесь опять видно равновесие противоположностей. Дополнительным фактором оказывается возможность отсрочить решение, затормозить или остановить слишком быстрое получение продукта и тем самым дать возможность доминировать менее направленному мышлению путем распространения паттерна активности. Происходит очевидное взаимодействие задумчивости с бессознательным дивергентным ассоциативным мышлением, сочетающимся с глубокими знаниями в соответствующей области и широким открытым восприятием, "переплетенным” с обработкой и сортировкой информации.
Другими связанными субкомпонентами являются сопротивление групповому давлению, сохранение нонконформистского поведения и автономность мышления, по крайней мере, в определенные интервалы времени. Готовность идти на риск способствует возникновению отдаленных ассоциаций, склонность к игре и экспериментированию сочетаются с беглостью и гибкостью, толерантность к неопределенности - с увлеченностью.
Перечисление диалектически комбинирующихся субкомпонентов можно было бы продолжить. Обобщая, нужно сказать, что ни один компонент сам по себе не может обеспечить весь творческий процесс, ведущий к креативному продукту. Приведенную модель как функциональную систему. Компоненты (и субкомпоненты) в различных комбинациях в разной степени используются, участвуют или определяют творческий процесс. Каждый из них играет на определенной стадии, определенном уровне, в определенной ситуации свою независимую, функционально адекватную роль; каждый из них является предпосылкой и результатом остальных.

Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 916 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]