1.1.1.1. Шаг 1: Определение компонентов и условий реализации креативности детей и подростков в актуальных условиях школыВ соответствии с разными парадигмами, креативность понимается по-разному. Аспекты креативности:
- проблема, которую нужно решить творчески;
- процесс, ведущий от проблемы к продукту, его характеристикам, фазам;
- продукт, рассматриваемый как проявление креативности;
- персональные качества творца, его свойства, поведение и т.д.;
- внешние предпосылки и условия творческого мышления, проявления его в узком окружении, в ограниченной сфере деятельности или в макроокружении, создаваемом историей, культурой, обществом.
Исчерпывающее представление о креативности, об общем творческом процессе с его главными компонентами и условиями должно включать все приведенные выше аспекты. Факторы макроокружения, включая социоисторические, экономические, природные, культурные и политические условия, как и микроэкономические факторы (например, специфическое социально-экономическое положение семьи, региональные и местные условия) определяют, во-первых, наличие и спектр тех проблем, которые должны разрешаться творчески. Во-вторых, факторы окружения влияют на личность и ее творческое и когнитивное развитие; в-третьих, они воздействуют на внутренние и внешние процессы, способствующие или противодействующие творчеству. Наконец, факторы среды влияют на продукт: способ и возможность его реализации, усовершенствования, передачи; его "полезность” и приемлемость для окружения. С одной стороны, восприимчивость к проблеме, ее осознание и формулировка меняются в зависимости от личностного и когнитивного развития; с другой стороны, существующие и выявленные проблемы способствуют развитию личности. Творческий процесс определяется специфическими характеристиками и проблемы, и личности, предопределяющими свойства того продукта, к которому стремится индивид. Эффект научения имеет обратную связь с личной предрасположенностью и свойствами и может приводить к переформулировке проблемы. Продукт, возникающий в результате связывающего проблему и личность специфического творческого процесса, в свою очередь влияет на личность, на проблемную область и не в последнюю очередь на материальное, культурное и социальное окружение, если он действительно обладает новизной на межиндивидуальном - или более того, историческом - уровне. Ниже приводятся условия, способствующие или препятствующие креативности, в определенной системе, будь то семья, детский сад, школа, институт, университет, место работы или учебная программа, школьная администрация, школьная система, система профессиональной подготовки и др. Факторы, связанные с проблемой:
- Существуют ли проблемы?
- Существуют ли проблемы для творческого решения? На каком уровне?
- Кто и перед кем ставит проблему (дети, учитель, школьная администрация, установленная учебная программа, общество)?
- Кто обнаруживает проблему?
- Ставятся ли проблемы перед детьми?
- Могут ли дети обнаруживать проблемы?
- Какого рода проблемы ставятся или обнаруживаются?
- Имеется ли побуждение к формированию любознательного отношения?
- Существуют ли возможности или побуждения к развитию интересов?
Факторы, связанные с персональными качествами:
- Чувствительны ли учителя и учащиеся к существующим проблемам?
- Способны ли они обнаруживать проблемы?
- Предлагалось ли им и обучались ли они находить и формулировать проблемы?
- Имеют ли они возможность и потенциал инициировать творческий процесс?
- Свойственно ли учителям/учащимся открытое и любознательное, творческое в целом отношение?
- Существуют ли стимулы для развития внутренней мотивации?
- Развивают ли они когнитивные и личностные способности, используются ли для решения творческой проблемы?
Поскольку процесс и продукт зависят - с одной стороны, от проблемы и персональных качеств индивида, и с другой - от свойств окружения, - дальнейшие вопросы могут ставиться только в связи в этими факторами. Факторы, связанные с процессом:
- Разрешаются ли и поощряются ли отклоняющиеся процессы и различные пути решения проблемы?
- Существует ли климат терпимости и открытости в отношении дивергентных процессов?
- Адекватна ли проблеме ее креативная разработка?
- Могут ли когнитивные и личностные качества обеспечить и поддерживать творческий процесс?
- Какие факторы и подфакторы микро- и макроокружения способствуют или препятствуют процессу?
- Соответствует ли творческое решение исходной проблеме?
- Приемлем ли продукт, отнесется ли окружение непредвзято к творческому решению?
Факторы, связанные с продуктом:
- Является ли творческое решение просто "остановкой на полпути” или же оно "то самое, что нужно”?
- Адекватно ли творческое решение поставленной проблеме?
- Как может/должно решение быть улучшено, чтобы оказаться адекватным конечным продуктом?
- Как личностные и средовые факторы препятствуют или помогают улучшить продукт?
- Приемлем ли творческий продукт для других?
- Какую атмосферу создает появление творческого продукта?
- Как можно сообщить о нем другим?
- Получает ли продукт должную оценку, отнесется ли окружение непредвзято к творческому решению?
- Изменяет ли продукт (его восприятие) область, к которой он относится?
- Каково возможное применение творческого продукта и его последствия?
- Может ли индивид взять на себя ответственность за это?
Факторы, связанные с окружением:
- Каким образом непосредственное физическое, личностное, социальное окружение влияет на или определяет выявление и формулировку проблемы, инициативу или творческое стремление индивида, развитие его/ее творческого потенциала, протекание и эффективность творческих процессов, улучшение, принятие и должную оценку творческого продукта?
- Каким образом и до какой степени социальные, экономические или исторические условия выявляют или скрывают проблемы, стимулируют или препятствуют проявлению творчества со стороны индивида, способствуют или препятствуют творческому процессу, продвигают или тормозят использование и распространение творческого продукта?
|
|