Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности |
Проблемы развития креативности в современной школе
Высокая ценность и важность креативности для каждого индивида, как и для человечества в целом, неоспорима и никем не подвергается сомнению. С одной стороны, это универсальный исторический эволюционный фактор, с другой - индивидуальный потенциал, дающий человеку возможность не только решать проблемы и ориентироваться в новых ситуациях, но и активно изменять окружающую среду, свою жизнь, свое будущее. Несмотря на то, что таково общее мнение, креативности не придавалось и все еще не придается должного значения во многих сферах жизни, особенно в образовании, на котором лежит ответственность за то, чтобы сегодняшние дети достигали успеха, будучи взрослыми. Термин "креативность” можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи развития креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях. Одна из причин этого заключается в том, что, как показывают многие оценочные исследования, приложение таких более или менее ограниченных методик приносит по большей части разочарование. Систематические строго научные исследования показали лишь очень незначительные возможности прямого воздействия на дивергентное мышление; кроме того, различные креативные методики не различаются в своих результатах. Ироническое заключение Ф.Вейнерта гласит, что "такие тренировочные программы, как правило, не причиняют никому никакого вреда, но развлекают большинство участников, а потому могут применяться, даже если их объективная польза не доказана”. Отметим также, что перечисленные методики исходно были разработаны для работы с взрослыми и не могут быть легко и естественно переориентированы на детей. Немаловажными оказываются трудности приложения научных методик к другим областям деятельности, кроме тех, для которых они были разработаны. Наконец, важнее создать в раннем возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Можно уверенно утверждать, что креативность в более позднем возрасте, например при работе по специальности, естественно, в высшей степени зависит от возможностей и уровня творческого мышления, приобретенного и достигнутого при получении образования, в частности, в школе. Можно улучшить специфические навыки дивергентного мышления, используя специальные креативные методики уже во взрослом возрасте, но это будет поверхностным, технологичным и дорогим усовершенствованием, которое далеко уступает самоочевидному, спонтанному творческому отношению, внутренне мотивированному креативному мышлению и образу действий, воспитанному и поощряемому с детства. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 825 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |