Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности |
Теоретические аспекты проблемы поощрения и поддержки креативности учащихся в школе - Креативность
Креативный продукт.Результаты творческой деятельности могут проявляться и в научных открытиях, коренным образом меняющих экономику и быт общества, и в шедеврах, создающих новые направления в искусстве, и даже в умении составить оригинальный букет и украсить свою комнату. Однако как оценивать «креативный продукт» у разных людей? Один из способов — разделить их на официально признанные обществом и «личные», имеющие значение только для автора данного продукта. При этом надо учитывать, что достаточно часто человек творит не ради общественного признания, а чтобы испытать «муку творческую» — то состояние подъёма, которое позволяет ему ощутить себя человеком... В качестве продукта, как правило, рассматривается также художественный текст при изучении литературного творчества. Анализируя и обобщая итоги исследований художественного творчества, можно выделить четыре направления изучения текста: процедуры создания текста; его семиотического осуществления (кодирования); инструментов его анализа, понимания, интерпретации; его онтологии (социального бытия и социального функционирования). Креативный процесс. Согласно исследованиям психологов, создание нового (идей, объектов, способов действий) осуществляется, в частности, и такими приёмами мышления, как комбинирование, аналогизирование, выявление новых связей и перенос функции одного объекта на другой. Анализ литературы показал, что общими мыслительными процессами для всех видов творчества являются комбинирование и аналогизирование. Достаточно часто новый продукт представляет собой новую комбинацию элементов, принадлежащих ранее другим системам. Разрушение старых систем и создание из их элементов новых, то есть комбинирование, является основным механизмом творчества и базовой «техникой» воображения. Занимаясь, например, подбором определённых черт, художник производит его сознательно, действуя сообразно с замыслом. Остановимся подробнее на результах работы П. Торренса (1987) [34]. Цель его многолетних и многоэтапных исследований творчества — найти критерии проявления и способы измерения творческих способностей. Гипотеза П. Торренса основывалась на факте, что тестовое поведение не имеет аналогий в обучающем поведении и реальной жизни, поэтому тестирование может выступать в качестве модели изучения природы творчества. Изучая природу творчества посредством тестирования, П. Торренс ввёл в разработанные им тесты следующие основные принципы: • наличие неопределённого стимула; • открытость задания; • неоднозначность ответов; • снятие жёстких временных ограничений. Результаты лонгитьюдных исследований (5—7—12—22 года) показали корреляцию между тестовым поведением и достижениями в реальной жизни. В качестве критериев творческого поведения взрослых людей были выбраны: • количество общественно узнаваемых творческих достижений (патенты, изобретения, книги, картины); • качество творческих достижений (ваше представление о будущей карьере — какую карьеру вы хотите сделать; какой пост или жалованье вы бы хотели получить; чего вы надеетесь достигнуть или что вы надеетесь выполнить; если бы вы могли осуществить желанное вами в течение 10 лет, то что бы это было?); • количество проявлений творческого стиля жизненных достижений, не признанных официально (организация неформальных групп, устройство своего дома, разработка нового направления в образовании). Те же критерии фиксировались у младших школьников в рамках школьного обучения. П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребёнок становится восприимчивым к проблемам, дефициту или пробелу в знаниях, к смешению разноплановых информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, распознаёт эти проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможных решениях, проверяет эти гипотезы. Исследования показали, что дети, которые по тестам Торренса были определены как обладающие творческими способностями, в своей дальнейшей жизни действительно имели творческие достижения. На основе использования фигурных форм теста ТТСТ (тесты Торренса) определялись следующие показатели, которые отражали уровень проявления творческих способностей (креативности): • количество ответов и их чёткость — беглость мышления; • подвижность, степень разнообразия ответов — гибкость мышления; • необычность или уникальность ответа — оригинальность мышления; • тщательность разработки, степень детализации ответа; • абстрактность заглавия, уровень абстракции в ответах; • противостояние закрытию незаконченных фигур или способность оставить их открытыми; • эмоциональная выразительность ответа; • артикулятивность при рассказе, вставка ответов в контекст; • движения или действия, показанные при ответе; • экспрессивность заглавия, эмоциональная способность трансформировать из фигурального в вербальное; • синтез или комбинация, объединяющая вместе две или более фигуры, и создание когерентного ответа; • необычная визуализация, рассмотрение и помещение фигур в необычную визуальную перспективу; • внутренняя визуализация, рассмотрение объекта изнутри; • расширение и выход за рамки ожидаемого результата; • юмор, сопоставление двух или более несовместимых элементов; • богатство воображения, его разнообразие, жизненность, интенсивность; • красочность воображения, захватывающая, апеллирующая к чувствам, эмоциям; • фантазия, нереальные фигуры, волшебство и сказочные персонажи, персонажи научной фантастики. Таким образом, в творческий процесс вовлекаются логические и образные компоненты мышления, эмоционально-чувственная сфера. Результаты исследований могут быть использованы в практической деятельности и должны стать базой для создания единиц обучения. Иными словами, для формирования «навыков» творческого мышления требуются упражнения соответствующими «инструментами» и в соответствующей обстановке. П. Торренс [34] выделяет пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление: • внимательное отношение к необычным вопросам; • уважительное отношение к необычным идеям; • показывать детям, что их идеи имеют ценность; • предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это; • давать время для неоцениваемой практики или обучения. Объясним последний принцип. Внешняя оценка создаёт угрозу и, возможно, потребность в обороне. Поэтому детям необходим какой-то промежуток времени, в течение которого они не оцениваются. Таким образом, не сдерживается свобода формирования идей. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 995 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |