Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности |
Введение
ВведениеАктуальность. Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось. Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности. Диагностика творческих способностей – одна из наименее разработанных областей психодиагностики, что связано со сложностью исследуемого феномена. При этом существует ряд методов диагностики креативности, созданных в рамках разных научных парадигм. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. На основании научной литературы было установлено, что креативность, как характеристика личности, это сложное интегративное образование. Состав креативности определяет совокупность различных способностей, обуславливающих осуществление творческого процесса. На основании рассмотренных исследований структуры творческого процесса установлено: в динамике творческого процесса можно выделить фазы или стадии, когда развитие (дальнейшее осуществление) творчества обуславливается в большей степени какой-либо доминирующей способностью. Иначе говоря, в процессе творчества способности, составляющие содержание креативности, последовательно актуализируются, оставаясь при этом единой системой. Одним из условий развития креативности у детей и подростков является подготовленность психологов и педагогов к работе в режиме поощрения креативности. Знания психологов и педагогов об особенностях работы по поощрению креативности, понимание феномена креативности в современных условиях, умение диагностировать креативность, способность создавать поле креативности в образовательном процессе, умение и стремление к взаимодействию в режиме поощрения креативности определяют подготовленность психолога и педагога. В курсах педагогики и психологии педагогических институтов и университетов при описании феномена креативности недостаточно учитываются новые политические и социально-экономические условия, оказывающие мощное воздействие на общее состояние образовательной и воспитательной системы и готовности поощрять креативность в ученических группах в частности. Развитие креативного потенциала предполагает умение и способность педагога и психолога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции творца. Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя» Цель исследования: изучение феномена креативности и особенностей ее учета в педагогической практике учителей. Объект исследования – креативность школьников. Предмет исследования – готовность учителей работать в режиме поощрения и поддержки креативности у школьников. Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза исследования: Предполагается, что у учителей, работающих в режиме поощрения и поддержки креативности, показатели успеваемости стабильно выше, чем у коллег, не учитывающих проявления креативности школьников. Гипотеза определила задачи исследования. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу о феномене креативности; 2. Рассмотреть проблемы развития креативности у школьников в современной школе, определить условия, способствующих реализации креативности; 3. Исследовать особенности реализации креативности подростков в актуальных школьных условиях; 4. Рассмотреть условия обогащения роли учителя в реализации креативности школьников. Методологической основой исследования является деятельностный подход в психологии П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, тест по определению склонности учителя к работе с креативными детьми, опросник креативности Рензулли, батарея тестов для изучения творческого мышления (Е. Туник), параметрический метод Стьюдента. База исследования. Базой исследования была выбрана Бестюбинская средняя школа № 2. В исследовании принимали участие учащиеся двух параллельных 6-х классов, получившие высокие результаты по итогам батареи тестов для изучения творческого мышления (Е. Туник). Также в исследовании принимали участие учителя, работающие в 6-х классах. Первоначально в исследовании принимали участие все учителя, работающие в этих классах. Затем для следующего этапа исследования были отобраны учителя, получившие самые высокие и самые низкие результаты по тесту для определения склонности учителя к работе с креативными детьми. Учителя, прошедшие отбор, отвечали на опросник Рензулли про учащихся, получивших высокие результаты по итогам батареи тестов для изучения творческого мышления (Е. Туник). Следующий этап исследования состоял в том, что данные учителя оценивали уровень креативности учащихся, участвующих в эксперименте. Структура дипломной работы. Цели и задачи данной работы предопределяют её следующую структуру: введение, два раздела, заключение, список использованной литературы и приложения. В первом разделе: рассмотрены теоретические аспекты диагностики креативности школьников и ее учета в педагогической деятельности учителя; проведена теоретическая разработка проблемы поощрения и поддержки креативности учащихся в школе. Во втором разделе проведено экспериментальное исследование готовности учителей работать в режиме поощрения и поддержки креативности школьников: выявлены высококреативные ученики с помощью вербальных и образных тестов; выявлены учителя с высокими и низкими показателями по уровню готовности работать с высококреативными учениками; проведен процесс идентификации креативности школьников двумя группами учителей с помощью опросника креативности Рензулли и нестандартизированного распределения баллов по креативности всем ученикам. Проведен сравнительный анализ успеваемости высококреативных учеников у двух групп учителей. В заключении сформулированы основные теоретические и практические выводы по проведенному исследованию и намечены пути дальнейшей работы по разрабатываемой проблеме диагностики креативности школьников и ее учета в педагогической деятельности учителя. |
Рейтинг: 5.0/2 |
Счетчики: 983 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |