Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Влияние Образа Я на профессиональное самосовершенствование сотрудников организаций

Заключение - Влияние образа Я

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В теоретической главе дипломной работы были освещены вопросы взаимосвязи между особым внутренним образованием «Образа Я» и процессом самосовершенствования. Теоретический анализ работ позволил поставить вопрос: «Как актуальное состояние «Образа Я» соотносится с феноменом самоактуализации?».
Детальное изучение психолого-педагогической литературы по проблеме влияния «Образа Я» на профессиональное самосовершенствование сотрудников организаций позволило выдвинуть гипотезу: у педагогов с целостным и устойчивым «Образом Я» уровень самоактуализации значительно выше, чем у педагогов с недостаточно устойчивым «Образом Я».
Для ее подтверждения был подобран диагностический инструментарий и проведено экспериментальное исследование условий и факторов, влияющих на сформированность у сотрудников организаций потребности в личностном и профессиональном самосовершенствовании. Первым этапом в доказательстве гипотезы стало проведение подготовленной батареи тестов. Суть второго этапа состояла в выделение группы учителей, у которых был диагностирован целостный и устойчивый «Образ Я». Затем результаты остальных методик, направленных на изучение актуализируемых потребностей, уровня способности к самосовершенствованию и саморазвитию, уровня эмоционального выгорания обрабатывались, табулировались и анализировались. Были построены диаграммы, которые позволили наглядно представить результаты и заметить интересную закономерность. У педагогов с целостным и устойчивым «Образом Я» диагностирована актуализация высшей потребности, то есть потребности в самовыражении и самосовершенствовании, высокий уровень способности к самосовершенствованию и саморазвитию, зафиксировано отсутствие сформированных эмоциональных деформаций. В то же время у остальных педагогов диагностирована актуализация низших потребностей, в структуре самосознания выявлены сформированные эмоциональные деформации. Анализ данных смог выявить связь качественного состояния «Образа Я» и выраженности определенных потребностей. Сделано заключение, что сохранные и недепривированные звенья «Образа Я» выступают как своеобразный ресурс, который способен актуализировать потребность в самоактуализации.
Был сделан итоговый вывод: потребность в самосовершенствовании выступает как следствие функционирования гармоничного «Образа Я». Иными словами целостный и устойчивый «образ Я» детерминирует актуализацию потребности в самосовершенствовании.
Для данного учебного заведения необходимо продумать программу психолого-педагогического воздействия с целью обеспечения перехода профессионального самосознания педагогов с более низкого уровня на более высокий. Зафиксированный фоновый уровень развития «образа Я» позволил выделить те его звенья, которые депривируются, и запланировать групповые и индивидуальные пути гармонизации «образа Я» педагогов. В данном случае работа должна вестись по факту сформированности эмоциональных деформаций в структуре самосознания у 57% обследованных педагогов.
Рекомендуется проводить работу в двух направлениях: задачи первого направления состоят в повышении психологической культуры учителя (формирование у учителей умений, связанных с анализом, переработкой, применением знаний из различных психологических источников по отношению к решению конкретных педагогических ситуаций); повышении культуры педагогического общения (оптимизация приемов воздействия, прогнозирования, слушания, речи и формулирования мыслей, поддержания общения, исправления ошибочных действий); выработке у учителя новой гуманистической позиции во взаимоотношениях с учеником, основанной на принципах доверия, уважения, понимания; в создании в учебно-воспитательном коллективе класса (школы) благоприятного психологического климата.
Многообразие приемов повышения уровня профессионального самосознания учителя составило второе направление. Сюда относятся:
1) формирование у учителей умений самооценки, самоанализа, самоконтроля в педагогической деятельности и педагогическом общении;
2) формирование у учителей умений саморегуляции и самоуправления поведением в сложных ситуациях педагогического общения (включение интеллекта, логики, оценочно-рефлексивных умений учителя между негативным стимулом и возможной ответной реакцией; замена отрицательных эмоциональных состояний положительными на основе волевого усилия как результат тренировки);
3) моделирование различных классов фрустрирующих ситуаций, встречающихся в практике учителя;
4) формирование у учителей конструктивных способов преодоления трудностей во взаимодействии, способности к преодолению собственной эгоцентрической позиции;
5) формирование у учителей осознанной потребности в систематическом самоанализе и саморазвитии.
Наряду с традиционными формами работы (лекции, анкетирование, беседы) возможно применение нетрадиционных — активных методов обучения и развития. Практические занятия лучше проводить по следующей схеме: составление перечня проблем по определенной теме в ходе группового обсуждения, их типологизация; выявление актуального уровня психологических знаний, умений, навыков в ходе обсуждения конкретной проблемы в малых группах; обучение учителей приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля, анализа конфликта, и другим психологическим техникам; решение ситуационных задач, проведение ролевого тренинга и т.п.; апробация учителями психологических техник, их индивидуальная модификация и коррекция в ходе практической деятельности; общее обсуждение результатов применения учителями психологического инструментария, подведение итогов, формулировка выводов по психологической проблеме.
Значительное место в работе по гармонизации «образа Я» необходимо отвести и некоторым формам целенаправленного психологического воздействия, таких, как психологическое консультирование и психологическая коррекция. С этой целью методический блок может быть дополнен комплексом диагностических тестов вербального и невербального характера (цветовой тест Люшера, опросник Роттера, методика исследования индивидуального стиля, эмпатических тенденций и др.), отражающих как осознаваемый, так и частично не осознаваемый уровни отношений учителей к самим себе, к значимым другим, к сложным ситуациям и воздействиям. На основании результатов взаимодополняющих и взаимоперекрещивающихся тестов можно составить развернутая психологическая характеристика каждого учителя, корректное ознакомление с которой помогло бы усилить способность педагога к самопознанию, способность разобраться в своих проблемах и найти свой индивидуальный путь их преодоления. Некоторые учителя по своим индивидуальным характеристикам способны к изменению и развитию, и им достаточно любого внешнего «толчка» в направлении этого развития, а для других процесс развития и изменения самосознания сопряжен с большими трудностями. В последнем случае процесс психологического консультирования и коррекции должен быть в меньшей мере связан с жесткой технологией, а в большей мере превращен из профессионального ремесла в искусство общения с более широкими возможностями для творчества самого учителя.
Итак, гипотеза доказана, задачи исследования решены, цели достигнуты. Значит, проведенная работа является эффективной.

Рейтинг: 4.2/4
Счетчики: 1824 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]