2.3.5. Математическая обработка результатов
В представлении результатов исследования использовались табличные и графические методы, предваряющие непосредственное вычисление общего направления рассматриваемой связи двух признаков. Были выявлены связи между независимой переменной «высокий уровень положительного самоотношения» и переменными:
• «высокий уровень актуализации потребности в самосовершенствовании»;
• «отсутствие эмоциональных деформаций в структуре самосознания»;
• «высокий уровень способности к саморазвитию».
Следующим шагом в доказательстве связи между независимой переменной и вышеназванных статистических признаков стало измерение корреляции, которое позволило узнать, насколько связаны между собой две переменные, доказать функциональную связь между ними. Описание метода и вычисления представлены в приложении 5. Вычисления проводились в отношении первой группы педагогов, так как именно их показатели можно считать наиболее значимыми для подтверждения гипотезы данного исследования.
Корреляция между показателем уровня глобального самоотношения и потребности в самовыражении (самосовершенствовании) равна P =0,56 и является статистически средне значимой.
Корреляция между показателем потребности в самовыражении (самосовершенствовании) и уровнем эмоционального выгорания является статистически значимой (P =-0,83). В данном случае связь является функциональной, но по типу обратной пропорциональности. Это значит, что чем выше уровень самоактуализации, тем ниже уровень эмоционального выгорания.
Корреляция между показателем потребности в самовыражении (самосовершенствовании) и уровнем способности к саморазвитию является статистически значимой (P =0,87).
2.4. Выводы по практической части
Результаты эмпирического исследования позволили выявить связь соотношения актуального состояния «Образа Я» с уровнем самоактуализации педагога и сделать следующие выводы:
1. Педагогам с высоким уровнем положительного самоотношения соответствует целостный и устойчивый «Образ Я».
2. У педагогов с целостным и устойчивым «Образом Я» в зоне неудовлетворенности диагностирована потребность в самовыражении и самосовершенствовании. Целостный и устойчивый «Образом Я» актуализирует потребность в самовыражении и самосовершенствовании.
3. У большинства обследованных учителей (64 %) можно констатировать актуализацию более низших потребностей, чем потребность к самосовершенствованию.
4. У педагогов со средним уровнем глобального положительного самоотношения и неустойчивым «Образом Я» выявлены потребности более низшего порядка, но на втором месте у них по степени неудовлетворенности диагностирована потребность в самосовершенствовании. Сделано заключение, что при некоторой дисгармоничности «Образа Я» его сохранные звенья способны актуализировать потребность в самовыражении и самосовершенствовании.
5. У педагогов с низким уровнем глобального положительного самоотношения, противоречивым и неустойчивым «Образом Я» по степени актуализации на первом месте выявлены потребности низшего порядка, на втором месте также актуализированы низшие потребности. Исключением являются показатели двух педагогов, у которых на втором месте стоят потребности более высоко порядка. Сохранные и недепривированные звенья «Образа Я» выступают как своеобразный ресурс, который актуализирует потребность в самоактуализации.
6. Функциональной связи между способностью к саморазвитию и уровнем самоактуализации педагогов не выявлено. Способность к самосовершенствованию и саморазвитию выступает как возможность активного саморазвития, которая может быть не задействована педагогом.
7. У педагогов с устойчивым и целостным «Образом Я» в структуре профессионального самосознания не выявлены сформированные эмоциональные деформации.
8. В структуре профессионального самосознания у 57% обследованных педагогов выявлены эмоциональные деформации, т.е. диагностирован высокий уровень эмоционального выгорания по каким-либо из трех шкал методики диагностики эмоционального выгорания (Бойко В.). Все педагоги, у которых диагностированы эмоциональные деформации, имеют неустойчивый и противоречивый «Образ Я».
9. Необходимо продумать программу психолого-педагогического воздействия с целью гармонизации эмоционального состояния педагогов и повышения устойчивости «образа Я».
Вышесказанное позволяет сделать итоговый вывод: потребность в самосовершенствовании выступает как следствие функционирования гармоничного «Образа Я». Целостный «Образ Я» педагога вписывается в общую систему его ценностных ориентаций, связанных с осознанием целей своей профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения, что является профилактикой эмоционального выгорания и детерминирует актуализацию потребности в самосовершенствовании.
Эти данные позволили предположить успешность выбранной программы исследования. Значит, применение пакета диагностических методик, использованного в данном исследовании, может быть взят за основу руководителями учреждений для определения фонового уровня развития «Образа Я» (профессионального самосознания) и уровня самоактуализации сотрудников учреждений с целью активизации профессионального саморазвития их сотрудников.