Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Влияние Образа Я на профессиональное самосовершенствование сотрудников организаций

Влияние Образа Я педагога на его профессиональное становление

1.3. Влияние «Образа Я» педагога на его профессиональное становление
В профессиональном становлении, в том числе и педагога, можно выделить две составляющее: становление личностное и становление статусное (внешнее). Как правило, достижение определенного уровня в личностном плане влечет за собой и продвижение по карьерной лестнице, находит свое отражение во внешних проявлениях. В большинстве случаев человек, успешно осваивающий свою профессиональную деятельность, получает признание в обществе.
Какие факторы оказывают преимущественное влияние на профессиональное становление педагога? Естественно, прежде всего, это личностные особенности и желание развиваться. Если исходить из идеи субъектности, признавая человека творцом собственной жизни, то одной из характеристик субъекта выступает активность. В данном случае говорится об активности как осознанном и управляемом процессе, а не об импульсивных действиях. Социальная активность является показателем того, насколько и как индивид использует свои возможности. Как пишет Е.И.Рогов [44], одним из важнейших признаков общественной активности личности является свободное волеизъявление человека, самодеятельность личности и ее способность ставить цель, предвидеть результата деятельности и регулировать ее интенсивность.
Наряду с этими процессами появляется субъективная позиция и новый тип освоения деятельности — отношение к ней. Тем самым формируется индивидуальная профессиональная картина мира — новообразование в структуре профессии и активного к ней отношения. Все это напрямую связано с понятием самосознания, т.е. осознанием и оценкой человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности.
Специфика профессионального педагогического самосознания заключается в том, что оно вырастает из личностного самосознания, так как педагог в процессе выполнения своей профессиональной деятельности отдает часть себя, своих духовных ресурсов другим. Собственно, ориентация на другого, на взаимодействие с этими другими и определяет тот образ своей педагогической деятельности, на который ориентируется любой педагог.
Профессиональное самосознание (“Я-образ”) включает представление профессионала о себе и свой ценности, своем вкладе в общее дело. Структуру профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями:
1) сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;
2) знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;
3) знание человека о степени его признания в профессиональной группе;
4) знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;
5) представление о себе и своей работе в будущем (Климов Е.А.) [14. 15.16]
Фундаментальным условием профессионального развития специалистов, работающих с людьми, является осознание этими специалистами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде, то есть повышение уровня профессионального самосознания.
Богатство, многосторонность и эмоциональная насыщенность педагогической деятельности вынуждают учителя пристально изучать себя как профессионала. При этом не только происходит осознание тех или иных профессионально значимых качеств личности, но и формируется определенное самоотношение. Кроме того, учитель испытывает чувство удовлетворенности или недовольства своим трудом, эмоционально переживает соответствие «Образа Я» идеальному образу себя как педагога.
Л.М.Митина отмечает, что «расширение рамок осознания самого себя, своего места в жизни, своей миссии обусловлено высоким уровнем ценностно-смыслового отношения учителя к своей профессии как к чрезвычайно значимой жизненной ценности, как к способу самореализации, дающему возможность осуществить, «выполнить» себя, удовлетворить потребность во всестороннем развитии личности, т.е. потребность реализовать собственное «творческое Я» [31].
Высокий уровень развития профессионального самосознания по ее мнению определяется тем, что целостный «Образ Я» учителя вписывается в общую систему его ценностных ориентации, связанных с осознанием целей своей профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения. Низкий уровень развития профессионального самосознания характеризуется осознанием и самооценкой учителем лишь отдельных свойств и качеств, которые складываются в недостаточно устойчивый образ, детерминирующий, как правило, неконструктивное поведение и педагогическое взаимодействие, что препятствует стремлению к профессиональному самосовершенствованию.
В психологической литературе много внимания уделяется проблеме несоответствия личностных особенностей человека с выбранной педагогической профессией. Такое положение вещей быстро приводит к профессиональной деформации, поэтому саморазвитие педагога возможно лишь при развитии личностных качеств, предъявляемых профессией.
Еще А. Маслоу определял самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей»: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, у которого что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято» [29]. В качестве основного источника процесса самоактуализации выступает не внешний запрос, а внутриличностная потребность, обозначенная еще П. Сартром, «стать тем, кем я могу стать». Для возникновения данной потребности, занимающей верхнюю строку в иерархии мотивов А. Маслоу, необходимо достижение определенного уровня личностной зрелости, когда оценка окружающих перестает быть залогом самоуважения, когда акцент ставится не на усвоении шаблона действия (функциональная сторона), а на понимании самого себя через призму данной деятельности, на повышении реалистичности «Образа Я» и стратегии его достижения (сфера целеполагания).
Современные психологи единодушны в том, что профессионалом можно стать только в том деле, которое способно раскрытию индивидуального жизненного смысла. Под смыслом понимается процесс и переживание. Это то, что находится вне досягаемости интеллекта, но, тем не менее, доступно опыту непосредственного переживания.
Переживание не следует путать с эмоциями или ощущениями. Смысловое переживание - это намного более емкая (чем обычная эмоция) грань опыта, в которой как бы сплавлены самые разные, но внутренне авторитетные для данного человека эмоциональные и ментальные восприятия, пронизывающие глубинную суть его жизни во всей её взаимосвязи с Бытием. Смысл может проявляться:
• как процесс соответствия самому себе и Миру, что субъективно переживается как счастье и предельная полнота жизни;
• как основная, приоритетная ценность, определяющая жизненный путь человека (независимо от того - осознаёт он её или не осознаёт);
• как энергия вдохновения.
Любое действие влияет на того, кто его совершает. Среди огромного числа потенциально возможных действий, существуют такие, которые приближают данного человека к переживанию смысла. Когда человек нащупывает, в результате этих действий, ниточку, связывающую его со смыслом, это сопровождается, как правило, вдохновением, что дает прилив сил и энергии. Это, в свою очередь, позволяет реализовать и воплощать поток раскрывающегося смысла. Энергия и силы появляются оттого, что человек, в моменты переживания смысла Целостен и внутри него отсутствуют конкурирующие и противоречивые мотивы, ценности и устремления.
Одним из необходимых для профессионализма условий является максимум энергии (от количества и способности, фокусировать которую зависит качество работы). Энергия - характеристика объекта, отражающая меру его возможностей для совершения действия. Существуют также действия, которые отдаляют человека от переживания смысла (а, следовательно, целостности и единства), что влечет за собой усиление внутреннего конфликта между противоречивыми мотивами и ценностями, что, естественно, создает отток сил и энергии. Итак, с одной стороны, профессионализма можно достичь в процессе реализации смысла, а с другой стороны, сам этот смысл реализуется через некую деятельность, в которой человек становится профессионалом.
Из вышесказанного можно предпложить, что самоактуалиализация педагога возможна, только в том случае, когда его личностные особенности соответствуют выбранной педагогической профессии. Реализация своей сущности дает силу и желание преодолевать профессиональные трудности и объективные препятствия. Поэтому «Образ Я» у таких педагогов устойчив, целостен и вписывается в общую систему его ценностных ориентаций, связанных с осознанием целей своей профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения. Им удается избежать профессиональных деформаций, стадии стагнации, характеризующейся регрессом профессионализма и нарушениями здоровья.
Закономерно предположить, что обеспечение перехода профессионального самосознания учителя с более низкого уровня, который характеризуется осознанием и самооценкой учителем лишь отдельных свойств и качеств, которые складываются в недостаточно устойчивый «Образ Я», на более высокий уровень, характеризующийся целостным «Образом Я», вписывающемся в общую систему его ценностных ориентаций, связанных с осознанием целей своей профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения, будет способствовать актуализации потребности педагога в профессиональном самосовершенствовании, профилактике профвыгорания.
Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 2514 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]