Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Влияние Образа Я на профессиональное самосовершенствование сотрудников организаций

Психологические аспекты личностного и профессионального самосовершенствования

1.2. Психологические аспекты личностного и профессионального самосовершенствования

Проблема профессионального самосовершенствования личности выступает объектом разных наук - философии, социологии, психологии, педагогики, существуют разные философские, психологические подходы к пониманию сущности этого уникального явления.
Фокус исследований в области философии по проблеме самососовершенствования сосредоточен на знаниях о человеке - как историческом феномене, содержащем в себе много тайн и загадок. Человек, на это обращал внимание Тейяр де Шарден «самый таинственный и сбивающий с толку объект». Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не могут быть применены рожденные в недрах рационализма формулы «понять предмет - значит построить его» (Спиноза), «понять - значит выразить в понятиях», «человек не может быть понятием» . Человек связан с понятием индивидуального и конкретного. Постоянная смена образов человека объясняется его уникальностью как предмета познания. Современная философия внесла принципиально новое в философское постижение человека, выделяя в системе «источников саморазвития» его сознание, т.е. «духовного начала», утверждая, что в природе личности присутствует внутреннее образование, которое вызывает неосознаваемое стремление к непрерывному самосовершенствованию. Особый акцент делается на диалектический процесс единства и борьбы внешних и внутренних детерминант развития, который актуализирует процесс самосовершенствования личности.
В психологических исследованиях вопрос о профессиональном самосовершенствовании личности рассматривается с позиции связи личности с производимой ею деятельностью. В отечественной психологии связь личности с производимой ею деятельностью широко исследовалась и нашла своё выражение в структурированном деятельностном подходе, согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимовлияние (Л.С.Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский и др.).
Деятельность можно классифицировать по разным признакам. Главным из них является качественное своеобразие деятельности, - по этому признаку можно выделить игровую, познавательную, трудовую деятельности как виды деятельности. Другим критерием является внешний, материальный, или внутренний, теоретический характер деятельности - это разные формы деятельности. Внешние и внутренние формы деятельности взаимосвязаны и переходят друг в друга в процессах интериоризации и экстериоризации. При этом действие одного вида или типа может входить как образующий элемент в деятельность другого типа или вида: теоретическое действие может входить в состав практической, например, трудовой деятельности, трудовое действие - в состав игровой деятельности и т.д.
Уже у С.Л.Рубинштейна [45] встречается идея интегративного подхода к вопросу о природе деятельности: «Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не означает, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы» .
Значит, психический облик личности определяется конкретным бытием человека и формируется в его конкретной деятельности.
Анализируя проблему соотношения деятельности и психики, Б.Ф.Ломов [27] отмечает, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны и они связаны между собой неразрывно. «Разделение деятельностей на внешние и внутренние - это искусственное разделение. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реальную роль психического в деятельности» .
Среди многообразных видов социальной - внешней - деятельности личности профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса.

Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 2068 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]