Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Социальная адаптация воспитанников детских домов

Исследование влияния процесса расширения сферы социальных контактов - Социальная адаптация воспитанников детских домов

ГЛАВА 2.    Исследование влияния процесса расширения сферы социальных контактов на уровень социальной адаптивности воспитанников детского дома

2.1.    Программа  исследования

Для проведения экспериментальной работы была выявлена главная цель исследования: обоснование необходимости постоянного расширения социальных контактов и обогащения стимулами социальной среды детей и подростков детских домов для повышения их адаптивности.
      Гипотезой исследования послужило предположение о том, что  учет позитивного влияния расширенных социальных контактов позволит более эффективно решать задачу социальной адаптации воспитанников детского дома.
  Объектом исследования явились воспитанники детского дома семьи «Жулдыз» (всего 13 человек). Они участвовали в преобразующем эксперименте, кроме двух исследований самооценки, уровня тревожности и групповой сплоченности с воспитанниками семьи «Жулдыз» на базе подростково-молодежного центра «Таңшолпан» проводились психологические тренинги «Шаг навстречу». Тренинговый курс включал в себя 10 занятий. При проведении эксперимента использовались следующие методики: «Лесенка» (по Т.Д. Марцинковской), «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы»  (Шкала Спилбергера, модификация А. Д. Андреевой), «Исследование психологического климата группы», программа тренингов личностного роста «Шаг навстречу» (составитель – педагог-психолог ПМЦ «Таңшолпан»). Все это время воспитатели семь «Жулдыз» поддерживали позитивные изменения в поведении детей. В качестве конкретных методик и приемов были использованы: методика конгруэнтной коммуникации (см. приложение 1), метод социальной терапии (см. приложение 2), методика эмоционального принятия ребенка (см. приложение 3).
Предметом исследования явились условия и факторы, влияющие на развитие личности воспитанников в условиях расширения социальных контактов и обогащения стимулами социальной среды.
В связи с таким общим принципиальным подходом важным методом исследований стал так называемый «преобразующий эксперимент», т. е. изучение личности ребенка в процессе ее активного формирования.
     Преобразующий эксперимент проводился в реальных жизненных условиях. При этом эксперимент предполагал соблюдение определенных требований:
     во-первых, выделения тех объективных показателей, по которым можно судить о происходящих в процессе эксперимента изменениях в психике ребенка. В данном случае показателем формирования адаптированности, как способности к адаптации, должны стать положительные изменения самооценок детей, участвующих в эксперименте, уровня их негативных эмоциональных состояний, мотивации учения и эмоционального отношения к учению, в показателях групповой сплоченности;
     во-вторых, такой организации психолого-педагогических воздействий (проведение тренинговых занятий в незнакомой и престижной для подростков обстановке подростково-молодежного центра «Таңшолпан»), при которой можно было бы  проверить влияние этого воздействия на формирование изучаемого психического явления.
Таким образом, преобразующий эксперимент, не изолировал детей и подростков от всей сложности их взаимоотношений с окружающим, давал возможность понять изучаемое явление в той функции, которую оно выполняет в этих взаимоотношениях.
Этапы исследования:
1.    Выбор методов исследования, программы тренинговых занятий, направленных на формирование стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентации в нем.
2.    Констатирующее обследование экспериментальной группы детей младшего школьного возраста и подростков из семьи «Жулдыз» детского дома, принимающих участие в эксперименте. Изучение самооценки детей с помощью теста «Лесенка», уровня познавательной активности, мотивации достижений, тревожности, гнева с помощью перспективной методики «Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы»  (Шкала Спилбергера, модификация А. Д. Андреевой), психологического климата по методике «Исследование групповой сплоченности».
3.    Этот этап эксперимента предусматривал:
•    Участие экспериментальной группы детей и подростков в тренинговой программе «Шаг навстречу», проводимой на базе ПМЦ. при планировании этой работы учитывалось, что воспитанники детских домов воспринимают воспитателей и педагогов как данность, как людей, занимающихся с ними по обязанности, и исключения здесь чрезвычайно редки. Люди, которые занимаются с ними "просто так", воспринимаются детьми иначе.  Психолог-тренер ПМЦ «Таңшолпан» именно так и воспринимался детьми и подростками семьи «Жулдыз». Общение с таким взрослым помогает детям оценить себя как личность: раз с ними общаются, значит, они такие же люди, как все. Обогащается их социальный опыт, появляется опыт общения с разными людьми, формируется терпимость к непривычному поведению других людей, признания их права на такое поведение, расширяется круг друзей.
•    Применение воспитателями методик по созданию положительного психологического климата, педагогической реакции на поступок, создание ситуации успеха и т.п. (методика конгруэнтной коммуникации, метод социальной терапии, методика эмоционального принятия ребенка). Кроме этих методов, в работе использовались элементы методики КТД, проводился вечерний самоанализ дня ("что было интересно, чему научились, что будем делать завтра" и т.д.), групповые дискуссии; строился временной ряд (что было до детского дома, как живем сейчас, подробно моделируем варианты будущего). Были модифицированны органы детского самоуправления, очень широко использовались психокоррекционные игры и упражнения. С целью сплочения группы и развития ее коллектива, улучшению психологического климата проводились "Огоньки", КВНы, праздники именинников, походы на природу, вечерние чаепития в кабинете у воспитателя. Так же, в рамках всей системы работы по социальной адаптации проводилась работа по социально-бытовой ориентировке (прививались навыки культурного поведения, навыки самообслуживания, учились делать покупки в магазине и т.д.). Ребята обучались навыкам рационального выполнения домашних заданий, учились грамотно работать с учебником, им оказывалась помощь в учебе.
4.    Повторное изучение самооценки детей с помощью теста «Лесенка», уровня познавательной активности, мотивации достижений, тревожности, гнева с помощью перспективной методики «Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы»  (Шкала Спилбергера, модификация А. Д. Андреевой), психологического климата.
5.    Анализ полученных результатов.
6.    Обработка выводов.
      В исследовании принимали участие воспитанники младшего школьного и подросткового возраста семьи «Жулдыз» детского дома (всего 13 человек). В эксперименте принимала участие педагог-психолог, которая с детьми на базе ПМЦ (подростково-молодежного центра) проводила специально разработанный психологический тренинг «Шаг навстречу». Атмосфера подростково-молодежного центра «Таңшолпан» и личность психолога-тренера выступали в данном случае дополнительными агентами позитивной социальной адаптации.
Для более точной оценки эффективности предложенного подхода необходимо было сделать первичные и итоговые срезы и на контрольной группе, а после проведения экспериментальной работы сравнить полученные данные. Однако в данных конкретных условиях это было невозможно сделать, так как основное условие такого сравнения - как можно более однородная контрольная и экспериментальная группа, а в детском доме количество групп незначительно, они очень сильно отличаются по количеству, составу, возрасту детей и другим существенным параметрам, т.е. такое сравнение будет некорректным.

Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 977 | Добавил: Alexey | Теги: социальная адаптация
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]