Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Социальная адаптация воспитанников детских домов |
2 Продолжение 1.2.3. Особенности психического развития воспитанников детских домов - Социальная адаптация воспитанников детских домов
2 Продолжение 1.2.3. Особенности психического развития воспитанников детских домов - Социальная адаптация воспитанников детских домовСпецифика развития детей, воспитывающихся
в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и
качества личности в целом сохраняются на протяжении всего пребывания в
учреждении, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести
особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее,
возникающая у дошкольников, сохраняется и у старших подростков),
эмоциональную уплощенность, упрощение и обеднение образа "Я",
несформированную избирательность в отношении к взрослым, сверстникам и
предметному миру; импульсивность, неосознанность и несамостоятельность в
поведении; ситуативность поведения и мышления; сниженная инициативность
общения, ослабленная чувствительность к оттенкам поведения старших,
относи¬тельная бедность арсенала средств общения, особенно эмоциональных
экспрессии. Эти особенности психического развития воспитанников детских
домов, возникшие в раннем детстве, в дальнейшем не исчезают, а
приобретают новое качество, углубляются. Как уже было указано выше, на успешность социальной адаптации воспитанников детского дома влияет уровень их образовательной подготовки, уровень развития социально-бытовых навыков и отношений и особенности их психического развития (которые формируются за время пребывания в детском доме). Хотя все эти факторы важны и взаимосвязаны, именно особенности психического развития воспитанников можно выделить как базовый фактор, прямо влияющий на все остальные и в значительной мере определяющий успешность социальной адаптации детей-сирот. В самом деле, такие особенности психического развития воспитанников, как слабая ориентированность на будущее, задержки развития образного мышления (требующего внутреннего плана действий), слабая развитость произвольного внимания, повышенная утомляемость, тревожность и агрессивность, неумение конструктивно общаться отсутствие перспективных планов на будущее,- приводят к тому, что воспитанники с трудом овладевают учебной программой, у них с большим трудом формируются необходимые социально-бытовые навыки и отношения. Это же приводит к значительным сложностям и в получении профессии. Неправильно складывающиеся полоролевые представления приводят к тому, что воспитанники испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии выстроить полноценные отношения с супругом, сводя все либо к сексуальным играм, либо к каким то требованиям, оторванным от реальности. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, поддержание супружеских отношений не получает развития. Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить во всем окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Нарушение регуляции произвольной деятельности, саморегуляции поведения проявляется в основном в том, что воспитанники детских домов не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, правильно распоряжаться деньгами. Воспитание в основном послушания, формальное дисциплинирование приводит к тому, что воспитанники ориентируются в своих поступках в основном на оценку окружающих и легко попадают после выпуска под чужое криминальное влияние сильной личности. Все эти особенности психического развития, а так же потребительское отношение к людям, установка, что все для них что-то должны и обязаны помогать (психологический и социальный инфантилизм) чрезвычайно затрудняет успешное вхождение воспитанников детского дома в современный социум. Не случайно средства массовой информации отмечают, что значительное число выпускников детских домов, не сумев успешно адаптироваться к самостоятельной жизни, после выпуска из детского дома не могут найти свое место в обществе, спиваются, теряют жилье, совершают преступления, попадают в места лишения свободы, кончают жизнь самоубийством. Это ли не горький упрек современной педагогике? |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 763
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |