Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Социальная адаптация воспитанников детских домов |
Продолжение 1.2.3. Особенности психического развития воспитанников детских домов - Социальная адаптация воспитанников детских домов
Продолжение 1.2.3. Особенности психического развития воспитанников детских домов и их влияние на успешность социальной адаптацииУ младших школьников, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа, обнаружены специфические отклонения в развитии интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер их личности. Они выражаются в задержке (или отсутствии) развития у детей образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последовательному нарастанию трудностей в усвоении учебного материала, предполагающего год от года повышение требований к умению действовать во внутреннем плане (в уме). Эти дети характеризуются неразвитостью произвольности в поведении, саморегуляции, в планировании дей¬ствий, повышенной конфликтностью и агрессивностью, импульсивностью поведения. Следует отметить бедность речи воспитанников, отставание в овладении навыками письма, счета, пространственными представлениями, Контакты с взрослыми у этих детей характеризуются столкновением потребности в безусловном положительном отношении с фрустированностью потребности в интимно-личностном (а не формальном) общении.В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников интернатных учреждений проявляются главным образом в становлении личности. Это обнаруживается в особенностях образа "Я" (в отношении к себе и представлениями о себе); особенностях ценностно-мотивационной сферы (характере намерений, желаний, идеалах подростков); особенностях формирования психологического пола и многом другом. Подростка, воспитывающего в детском доме, характеризует особая внутренняя позиция, выражающая в слабой ориентированности на будущее, связанностью лишь с актуальной, конкретной жизнедеятельностью; конфликтностью системы требований, предъявляемой к образцам мужественности и женственности; ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих, а не на собственную самооценку (как это отмечается у подростков из семьи); размытость и неясность образа "Я". Этот образ развивается у подростков из детского дома медленнее и иначе, чем у их сверстников из семьи. Ряд особенностей проявляется у подростков из детских домов в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Эти отношения связаны с определенными свойствами личности этих детей. Так, к 10-11 годам у подростков устанавливаются отношения к взрослым и сверстникам, основанные на их практической полезности для ребенка, формируется способность "не углубляться в привязанности", поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке). Отмечается осложнение в становлении самосознания (переживание своей ущербности, ненужности). Значительно возрастают трудности в овладении учебным материалом, что осложняется грубыми нарушения дисциплины. Последнее выражается в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве, употреблении спиртных напитков, другими формами делинквитного поведения. Становление самосознания у подростков из детского дома так же имеет свою специфику. У воспитанников детского дома наблюдается более низкий уровень развития самооценки, ее неустойчивость, зависимость от мнения других. Для большинства детей характерна заниженная самооценка, инверсия образа "Я". Они отрицательно оценивают свою личность в целом. Большой процент детей из детского дома (по сравнению с детьми из семьи) воспринимает отношение к себе других людей как критическое, т.е. они проецируют свое отношение к себе на отношение к себе других людей. У воспитанников детских домов выше уровень агрессивности, тревожности и враждебности. В оценке себя дети из семьи ориентированы больше на нравственные качества, тогда как дети из детского дома ценят себя в основном за успехи-неуспехи в учебной деятельности и поведения. Можно предположить, что это связано с сильной потребностью детей детского дома в признании со стороны взрослого, а быстрее всего этого можно добиться во "внешне заметной" деятельности - учебе, поведении, в то время как способность помогать кому-то, сопереживать, умение понять другого не всегда могут быть адекватно оценены взрослыми в детском доме. В семье же родители чаще ориентируют детей именно на проявление нравственных качеств. Подростки детского дома характеризуются упрощенным, некритичным отношением к себе, их отличает меньшее приятие себя и неуверенность в себе. Отмечается, что у около 40 процентов воспитанников отмечается психологическая усталость. Это, по видимому, связано с постоянной регламентацией их жизни, с тем, что они практически никогда не остаются одни, редко могут делать самостоятельный выбор или принимать значимые решения. Эта твердая регламентация поведения значительно ослабляет у воспитанников необходимость в самостоятельной организации своей жизни, работы, распределении времени (и не развивает этих навыков), что приводит к недостаточному развитию эмоционально-волевых качеств и затрудняет их социальную адаптацию после выпуска из детского дома. Обобщая данные исследования [63] по выявлению различия образа "Я" у подростков, живущих в семье и воспитанников детского дома, можно отметить, что у последних: преобладает общая самооценка над самооценкой характера, т.е. наблюдается одноплановая нерасчлененная модель собственного внутреннего мира; в самооценке преобладает ориентация на мнение окружающих; характерна приземленность, бедность ценностей и идеалов, связанных с повседневной жизнью и проблемами ближайшего окружения. Все эти данные, а так же наличие большого числа высказываний, типичных для дошкольного и младшего школьного возраста по некоторым важным категориям, позволяют сделать вывод об отставании в развитии образа "Я" воспитанников детского дома, в соответствии этого образа более ранней ступени возрастного развития. Однако это отставание не исчерпывает всей специфики развития образа "Я" у воспитанников учреждений интернатного типа. Выявлены следующие различия образа "Я" между подростками, живущими в семье и воспитывающимися в детском доме [79]: 1. значимость дружеских связей, описание себя как друга и своего умения понимать других людей (подростки, живущие в семье) - слабая выраженность в образе "Я" представлений о себе как о друге, полное отсутствие высказываний о трудностях в понимании других людей (дети-сироты); 2. первостепенное значение интересов, увлечений, умений для самоопределения, ощущения своей индивидуальности (подростки из семьи) - недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах в образе "Я" (дети- сироты); 3. важное место в образе "Я" планов достаточно отдаленного будущего (семьи, профессионального самоопределения) у подростков из семьи - в планах представляя только ближайшее будущее, проблемы актуальной сегодняшней жизни, отсутствуют высказывания, касающиеся профессионального самоопределения у детей-сирот; 4. незначимость категории "Поведение" (подростки из семьи) – распространенность этой категории и характерность высказываний, типичных для детей более младшего возраста (дети-сироты); 5.стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, уверенность в своих силах (подростки из семьи) - полное отсутствие подобных высказываний (дети-сироты); 6. богатый своеобразный мир чувств и переживаний (подростки из семьи) - неразвитость сферы чувств, ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с повседневной жизнью, учением, выполнением различных правил поведения (дети-сироты). |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 1200
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |