Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Тренинг педагогической осознанности (приложение 7)
Игра-активатор «Всеобщее внимание» Всем участникам предлагается выполнить одну и ту же задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Действия выполняются всеми участниками одновременно. Игра-активатор «Путаница» Все, стоя в кругу плотно друг к другу с закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются с теми ладонями, на которые наткнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу. Упражнение «Дискуссия» Материалы: карточки с ролями «методист», «воспитатель» (несколько), «психолог», «непринимаемый». Для разделения на две подгруппы можно использовать следующий способ: ведущий вызывает двух участников, дает им выбрать одну из двух карточек, на обороте которых написано, какую команду он должен набрать — супервизоров или участников дискуссии. Не называя участникам тренинга мотив своего выбора, капитаны набирают себе команды. Затем участники высказывают свои предположения о том, по какому критерию их разделили на команды. Упражнение носит социометрический характер, а также показывает уровень развития межличностных отношений. Итак, группа делится пополам. Одна половина образует внутренний круг, это участники дискуссии. Другая — внешний, это наблюдатели, которым также предстоит держать над головами членов дискуссии таблички, определяющие их должностной статус в учреждении: методист, воспитатели, психолог. Только на одной табличке имеется надпись, указывающая не должность, а положение этого работника в коллективе — «непринимаемый». Таблички раздаются таким образом, чтоб их содержание было видно всем, кроме участника, к которому она относится. Задается тема дискуссии, а именно — подготовка педагогического совета по теме «Ознакомление с особенностями личностно-ориентированного общения с детьми». Продолжительность дискуссии — 5 минут. Вопросы для обсуждения К активным участникам: — В какой момент вы поняли, что выпадаете из дискуссии? — С чем вы это связывали, как объясняли? — Какие чувства у вас возникли в этой связи? — Это позволило мобилизоваться, собраться или, наоборот, расстроило, опустились руки? К пассивным участникам: — Какие ассоциации вызвала табличка «непринимаемый»? — Как вы стали вести себя по отношению к этому человеку? — Были ли у вас сомнения по поводу содержания вашей таблички (не определяет ли она особенности отношения к вам со стороны коллектива)? — Каково самочувствие человека, точку зрения которого не признают, не учитывают, к которому не относятся с должным уважением и вниманием? Идеи, выносимые на обсуждение Действие групповых стереотипов: если у человека есть определенный «ярлык», то отношение к нему строится уже в прямой зависимости от него; при этом никто не обязан поддерживать эти стереотипы — каждый свободен делать свой выбор, независимый от общепринятого. Во время проведения упражнения игроки будут стараться показать каким-либо образом отношение к «особому» игроку, однако это не является единственной стратегией поведения — можно наоборот стараться поддержать человека, непринимаемого в коллективе, попытаться показать его лучшие стороны. Если в группе принято навешивать ярлыки, никто не застрахован от подобного. Если в группе приняты искренние отношения, без скрытых мотивов, то каждый член этой группы чувствует себя более уверенно и свободно. Отношение к любому человеку (и конечно, к маленькому) должно строиться на основе принятия его личности, уважения к нему; если в ребенке что-то не нравится, всегда в нем есть что-то, что является его достоинством, являющимся ценным и значимым для взаимодействия с другими. Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ. Упражнение «Стой спокойно» Играющие образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева — правую, сосед справа — левую. Кто ошибется, выходит из круга. Упражнение «Последняя встреча» (Включать это упражнение или нет, зависит от степени конгруэнтности группы.) Занятия уже закончились, скоро расставание. Но всё ли все успели сказать друг другу? Может быть, кто-то забыл поделиться с группой своими переживаниями? Может, есть участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? У каждого есть шанс сделать то, что не успели сделать на предыдущих занятиях. «Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и теперь!» Для проведения этого упражнения можно использовать музыкальное сопровождение. Итоги моего участия в тренинге Упражнение проходит по принципу «бездомный заяц». Один стул убирается. Оставшийся в кругу (это может быть ведущий) формулирует кратко, что он вынес для себя из участия в тренинговой группе. По окончании фразы все поднимаются со стульев, меняются местами — новый «заяц» рассказывает о результатах своей работы. Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажутся все. Упражнение «Обратная связь» Материалы: листочки небольшого размера, по две на каждого. С помощью предыдущего упражнения все уже несколько раз поменяли свои места в кругу и, соответственно, соседей. Теперь для получения обратной связи о себе каждому предстоит написать своему соседу слева и справа по два его сильных качества и два слабых, которые можно изменить. Листочек с обратной связью кладется на стул того, кому адресован. Таким образом, каждый получает дважды информацию о себе. Анкетирование «Обратная связь» Педагог-психолог Л. Мардер включила в свой материал методику Г. и З. Резапкиных, опубликованную в газете «Школьный психолог», № 3, 1999. Мы решили воспроизвести ее на своих страницах еще раз, поскольку для многих наших читателей январский номер газеты 1999 года уже недоступен. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 611 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |