Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Тренинг педагогической осознанности (продолжение 4)
Упражнение «Звезда» Материалы: небольшое карманное зеркало. Подготовить основу — изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5 ґ 5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это упражнение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей. Вопросы для обсуждения Ваши ощущения в процессе выполнения задания. Ваши мысли по этому поводу. От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии. Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение. Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ. Упражнение «Подкрепление» Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку. Процедура такова. Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах. Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер. Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.). Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления. По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам. Вопросы для обсуждения Как вы чувствовали себя в своей роли? Какие чувства вызвала у вас реакция группы? Как вы чувствуете себя сейчас? Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения? Идеи, выносимые на обсуждение Безусловно положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка — это способ выражения приятия. С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это — игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику. Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку. Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ. Упражнение «Часы» Это упражнение на поддержание работоспособности. Участники (не менее 12 человек) садятся в круг. Между всеми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соответствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например 12 часов ровно или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом». Упражнение «Самопознание» Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание». Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос: — Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы? Далее группа строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями. Вопросы для обсуждения Все ли участвовали в составлении слов? Как было организовано составление слов? Были ли «выпадающие»? Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении? В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)? Для упражнения можно использовать и другое слово при условии, что количество букв в нем будет соответствовать числу играющих и некоторые их них будут повторяться. Идеи, выносимые на обсуждение Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно — спокойного, пассивного, робкого. Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 498 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |