Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Тренинг педагогической осознанности (продолжение 3)
2-й деньЦель: — продолжить самораскрытие и самоанализ, создавать условия для проявления профессиональной и личностной индивидуальности; — способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы; — начать активное овладение личностно-ориентированной позицией по отношению к воспитанникам на основе практического усвоения понятий «понимание, приятие и признание личности ребенка». ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ Приветствие Члены группы могут, свободно перемещаясь, подойти к другому человеку, поздороваться любым способом и сообщить ему то, что запомнили о нем с первой встречи. Анализ анкет Проводится ведущим. В анализе должна присутствовать обратная связь по всем пунктам анкеты. Особо выделить информацию о себе и пути реализации предложений. Игра «Послание самому себе» Участники тренинга выстраиваются в одну шеренгу так, чтобы на левом фланге осталось достаточно места для еще одной такой шеренги. Правофланговый говорит своему соседу какую-нибудь фразу, которую он желал бы услышать сегодня утром, а сам бежит на левый фланг. Сосед передает эту фразу по цепочке, причем он должен передать смысл, а повторять все предложение дословно не обязательно. Так фраза передается по цепочке. Дождавшись, когда фраза пройдет двух-трех участников, член тренинговой группы, ставший теперь правофланговым, передает тем же путем послание для себя и перебегает на левый фланг, и так далее, пока все участники не пошлют и не получат обратно послания сами себе. Упражнение «Мое педагогическое кредо» Материалы: средства изображения и вся окружающая обстановка. Необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей профессиональной деятельности, а затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т.п. Участники могут воспользоваться любыми имеющимися изобразительными материалами и прочими вспомогательными средствами, музыкальными инструментами. Время подготовки — 10 минут. Вопросы для обсуждения Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего кредо? Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом? Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить? Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку? Удовлетворены ли вы созданным символом? Считаете ли вы, что он действительно отражает ваше кредо? Анализ домашнего задания Он проводится в микрогруппах, и их объединение может произойти таким образом: ведущий показывает группе карточки с написанными на каждой тремя буквами и предлагает по этим схемам объединиться в микрогруппы. Участники должны догадаться, что они обозначают первые буквы их тренинговых имен. Упражнение пройдет интереснее, если в группе есть имена, начинающиеся с одинаковых букв, — тогда действия участников будут носить и диагностическую информацию для ведущего. Анализ воспоминаний детства проводится в микрогруппах по 3 человека. Ведущий предлагает обратиться к домашнему заданию, вспомнить ситуации из детства, чувства и мысли, которые они тогда вызвали (см. Домашнее задание, 1-й день). В качестве звукового сопровождения используется приятная, спокойная музыка. В течение трех минут (продолжительность мелодии) участники группы погружаются в свои воспоминания. На работу микрогрупп отводится 25 минут. Вопросы для обсуждения в микрогруппах Какие чувства вы испытывали? Задумайтесь, какие переживания были для вас более яркими? Есть ли разница в восприятии этого события вами — ребенком и вами — взрослым? Ловите ли вы себя иногда на том, что поступаете так же, как когда-то поступили с вами? Если нет, то почему? Вспомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни ситуации, когда воспоминания детства помогали или мешали общению с другими людьми? Какую тактику обсуждения вы предпочли в вашей микрогруппе? Как вы отнеслись к необходимости рассказать ваши истории другим членам микрогруппы? Есть ли разница в вашем восприятии этих историй до рассказа другим и после? Какие мысли возникали в вашей микрогруппе по ходу обсуждения предложенных вопросов? Идеи, выносимые на обсуждение Наши детские впечатления влияют на нас и движут нашим поведением до сих пор. Мы в ответе за чувственный опыт наших детей, который также будет определяющим в их будущей взрослой жизни. Упражнение «Движение по кругу» Каждому участнику предлагается придумать какое-нибудь несложное движение. По команде все начинают выполнять задуманное, одновременно запоминая движение своего соседа слева, чтобы по хлопку начать выполнять его. После следующего хлопка движения меняются снова таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока движения не вернутся к своим хозяевам, обойдя весь круг. С этого момента группа переходит к освоению содержания понятия Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком (по А.В. Петровскому) Цель: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность. Способы общения: понимание, приятие и признание личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации. Понимание — умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми. Приятие — безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности. Признание — это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем. Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Методические рекомендации ведущему по формированию у педагогов знаний и представлений о личностно-ориентированной модели общения Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного единства взрослого и ребенка. В первую очередь необходимо уделять внимание анализу и формированию позиции педагога, реализующейся через понимание, приятие и признание личности воспитанников. Этапность работы должна быть такова: от формирования личностной позиции педагогов по отношению к детям через присвоение личностно-ориентированных способов общения к овладению адекватной тактикой общения с детьми. Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы ребенка, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом. Это большая длительная работа. Содержание предлагаемых в дальнейшем игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, приятия и признания личности ребенка, т.е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога. Дав определение всем трем способам общения, после каждого упражнения надо предложить педагогам самим определить, какой способ общения оно иллюстрировало. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 707 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |