Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности

Тренинг педагогической осознанности (продолжение 2)

Тест «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики»
(Дается в приложении) 
Цель: помочь педагогу найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем. Самотестирование проходит на основе принципа конфиденциальности: педагогам раздаются индивидуальные бланки для ответов, которые с этого момента являются их собственностью, а для интерпретации шкал ведущим зачитываются все возможные варианты результатов (даются в приложении).
Материалы: бланки для самодиагностики.
После зачитывания обработки результатов группа приглашается к обсуждению, содержанием которого становятся не результаты самотестирования, а мысли и чувства, возникшие в связи с результатами самотестирования. 
Вопросы для обсуждения
Какие ощущения вызвало у вас предстоящее самотестирование (предстоящие результаты)?
Совпадает ли полученная картина с вашими представлениями о себе?
Какой характер имеют эти расхождения?
Информация по какой из шкал для вас является более значимой?
Насколько объективно, на ваш взгляд, этот тест может отразить психологический портрет педагога?
По окончании обсуждения участники получают задание: «Сформулируйте, пожалуйста, вопрос, который вы задали бы сами себе по поводу полученных результатов самотестирования». 
На это задание отводится 2 минуты, после чего предлагается задать этот вопрос любому другому члену группы. Ответы других помогут более подробно разобраться в вопросе и посмотреть на проблему еще с одной точки зрения.
Игра «Джунгли»
Материалы: листочки с названиями животных, прикрепленные к спинке стула. Для следующего упражнения участникам необходимо разделиться на малые группы. С этой целью, а также для поддержания работоспособности группы проводится такая игра. Ведущий до занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с названиями животных, например обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3–4 человека. 
После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, собраться в группы всем бегемотам, обезьянам, крокодилам и верблюдам. 
Следующее упражнение проходит в образованных подгруппах.
Упражнение «Мои сильные стороны»
(Проводится в малых группах по 3 человека)
Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников. 
После небольшой подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной, а не условной форме (исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение. На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие, благодаря им, качества личности детей они могут воспитать, будучи напарниками. 
Общее время работы микрогрупп — 15 минут.
Вопросы для обсуждения
Какие чувства вызвало задание?
Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон?
Что мешало свободно говорить о своих достоинствах?
Не заметили ли вы за собой желания говорить о своих достоинствах, отталкиваясь от отсутствия конкретных недостатков?
Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные черты в общем портрете?
Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных сторон личности детей?
Идея, выносимая на обсуждение
Нужно стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах детей. Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед воспитанниками, то есть таким, какой ты есть на самом деле. Но для этого каждому педагогу необходимо развивать в себе такие качества, которые, являясь неотъемлемыми чертами его личности, будут положительно влиять на формирование определенных сторон личности детей.
Упражнение-активатор «Печатная машинка»
Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания — топают ногой, в конце строки — хлопают в ладоши. Кто ошибется — выходит из игры.
Упражнение-активатор «Апельсин»
Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Упражнение «Объявление»
В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т.д.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами этого специалиста.
Домашнее задание
Вспомнить ситуации из своего детства:
— яркое переживание чувства собственной значимости, счастья, надежности и т.п., возникшего после контакта с взрослым (другим ребенком);
— ситуацию, когда вы пережили чувство несправедливости, обиды и т.п., причиненной вам конкретным взрослым (другим ребенком).
Вопросы 
1. Какие чувства вы испытывали?
2. Задумайтесь, какие переживания были для вас более яркими?
3. Ловите ли вы себя иногда на том, что поступаете так же, как когда-то поступили с вами? Если нет, то почему?
4. Вспомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни ситуации, когда воспоминания детства помогали или мешали общению с другими людьми.
5. Есть ли разница в восприятии этого события вами — ребенком и вами — взрослым.
Упражнение «Подарок»
Первый день тренинга заканчивается упражнением «Подарок». Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», т.е. сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.
Анкетирование «Обратная связь»
Завершением каждого занятия является заполнение анкеты «Обратная связь». Бланки анкет желательно приготовить заранее. (Дается в приложении.)
Завершение дня. Ведущий перечисляет, что каждому необходимо принести для занятия: небольшое карманное зеркало, фломастеры, цветные карандаши.
Рейтинг: 5.0/2
Счетчики: 779 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]