Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Приложение 2
Тест «Лесенка»Стимульный материал теста «Лесенка» представляет собой рисунок лестницы, состоящей из десяти ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства могут быть вырезаны из бумаги фигурки мальчика и девочки, одну из которых можно ставить на лесенку, в зависимости от пола тестируемого ребенка. Предполагалось, что после формирующего эксперимента изменения в установках учителей повлияют на самосознание учащихся. Учащиеся почувствуют «потепление» отношения к себе со стороны учителя. Известно, что для младшеклассника очень важно, как к нему относится учитель. Учитель, ориентированный на развитие индивидуальности в каждом ученике, сможет найти правильный подход к построению субъект-субъектных отношений. Таким образом, ученики после формирующего эксперимента поставят себе со стороны учителя более высокую оценку, что поднимет общий уровень самооценки, позитивно повлияет на самоощущение. Данные категории относятся к экзистенциональной сфере. Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (ведущий показывает) ставят хороших детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывает), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? папа? учитель? Проведение теста Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают. Анализ результатов Прежде всего, обратите внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут выполнять все требования взрослых, то, естественно, в этих условиях они начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей и других взрослых людей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам. Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитательница. Для нормального комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте. Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит учитель?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от учителя. Предполагалось, что после формирующего эксперимента изменения в установках учителей повлияют на самосознание учащихся. Учащиеся должны почувствовать «потепление» отношения к себе со стороны учителя. Известно, что для младшеклассника очень важно, как к нему относится учитель. Учитель, ориентированный на развитие индивидуальности в каждом ученике, сможет найти правильный подход к построению субъект-субъектных отношений. Таким образом, ученики после формирующего эксперимента поставят себе со стороны учителя более высокую оценку. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 496 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |