Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Заключение
В данной дипломной работе были изучены общие теоретические и методологические подходы к изучению проблемы развития индивидуальности ребенка как предмета воспитательной деятельности. Для обоснования актуальности выбранной темы исследования и выявления проблемы было проанализировано состояние педагогических явлений на современном этапе. Рассмотрение сущности нового воспитания, его общих технологических принципов и концепций позволило определить то, что задает философию современного образования, цели школы. Выяснилось, что акцент в воспитательной практике образовательных учреждений постепенно смещается с деятельности по формированию социально типичного в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального. Сопоставление результатов анализа феномена индивидуальности и практической деятельности педагогов позволили выявить основное противоречие: с одной стороны существует потребность общества в развитии и проявлении индивидуально-личностного потенциала, с другой стороны - низкая степень готовности педагогов к осуществлению воспитательной деятельности по развитию индивидуальности. Данное противоречие, объясняющиеся сложностью феномена индивидуальности и неоднозначностью его восприятия, позволило выдвинуть гипотезу о том, что целесообразность и эффективность использования подхода в воспитательной деятельности, ориентированного на развитие индивидуальности детей, возрастают в том случае, если: • у педагога сформированы глубокие и детальные представления об индивидуальности как сложном интегративном качестве, не сводящемся только к отличительным особенностям человека; • приоритетной ценностью в деятельности учителя при выборе стратегии и тактики взаимодействия с детьми выступает процесс развития индивидуальности школьников; • в воспитательном пространстве класса моделируются и создаются условия для становления и проявления индивидуальности ребенка. Для доказательства гипотезы в теоретической части была разработана, а в практической части апробирована модель воспитательной деятельности, ориентированная на развитие индивидуальности. Апробация разработанной модели включает в себя: • определение степени готовности педагогов осуществлять воспитательную деятельность, ориентированную на развитие индивидуальности учеников; • участие педагогов экспериментальной группы в мини-курсах по теоретической, методической и практической подготовке по использованию индивидуальностно-ориентированного подхода; • участие детей в коммуникативных тренингах. Анализ анкет учителей по итогам констатирующего эксперимента позволил сделать предположение о том, что педагогическое сообщество ориентировано на работу с отдельным учеником, понимает необходимость помощи и поддержки учащихся в процессе их становления, однако при этом классные руководители не чувствуют себя абсолютно готовыми к осуществлению индивидуальностно-ориентированного подхода в педагогической практике. После формирующего эксперимента у учителей экспериментальной группы ответы на открытые вопросы более глубокие и полные, им присуща лаконичность и четкость. Задания, предполагающие демонстрацию практических навыков: постановка цели воспитания, выбор форм работы – показали верный подход и разнообразие формулировок, что свидетельствует о широте полученных представлений и умении применять их в конкретной ситуации. Это доказывает то, что они в процессе специальной подготовки получили достаточный запас теоретических сведений, практических умений и навыков, которые позволяют им чувствовать себя более уверенными и компетентными. Приобретенные установки педагогов на развитие индивидуальности способствовали повышению уровня удовлетворенности детей жизнедеятельностью в классе, что было зафиксировано с помощью методик «Изучение волевых проявлений», «Лесенка». У детей произошли позитивные изменения в мотивационной, волевой, экзистенциональной сферах и сфере саморегуляции. Анализируя результаты экспериментальной работы, было сделано заключение об актуальности поставленной в исследовании проблемы, связанной с обеспечением учителем процесса развития индивидуальности учащихся. Осознание классным руководителем необходимости оказания учащимся помощи в реализации их потребности стать и быть самими собой, с одной стороны, и стремление учащихся проявить свою индивидуальность – с другой, обусловливают востребованность идей индивидуальностно-ориентированного подхода. Перспективы начатой данным дипломным исследованием работы могут быть связаны с дальнейшим углублением и уточнением основных положений индивидуальностно-ориентированного подхода, разработкой и апробацией новых технологических приемов и методов, соответствующих идеям данного подхода, совершенствованием системы диагностики процесса становления индивидуальности учащихся. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 450 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |