Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности

Глава 2. Апробация модели индивидуальностно-ориентированной воспитательной деятельности

2.1. База и программа исследования


В качестве экспериментального поля исследования были выбраны 1 «а» и 1 «б» классы сельской средней школы № 1; 1 «а» и 1 «б» классы средней школы № 3 города. Первые классы были выбраны не случайно. Первый класс – очень важный период в жизни каждого первоклассника. От учителя во многом зависит, как пройдет процесс адаптации детей в школе. Этот процесс пройдет лучше, если учитель в воспитательной деятельности будет использовать подход, ориентированный на развитие индивидуальности. 
На констатирующем этапе предстояло выяснить, насколько педагоги готовы к принятию положений подхода, ориентированного на развитие индивидуальности. Для проведения анкетного опроса педагогов была разработана специальная анкета, содержащая вопросы открытого и закрытого типа. Основной целью анкетирования было определение степени теоретической и практической готовности педагогов к работе, связанной с развитием индивидуальности учащихся. С учащимися экспериментальных и контрольных классов проводилось изучение волевых проявлений у учащихся и уровня самооценки. Кроме конкретно волевых проявлений с помощью методики «Изучение волевых проявлений» косвенно диагностируется уровень развития мотивационной сферы, сферы саморегуляции. Предполагается, что приобретенная установка учителя на развитие индивидуальности учащихся, изменит поведение учителя. Учителя, используя гуманистические методы убеждения, смогут найти для каждого ученика слова поддержки, стимулирования развития качеств, необходимых для дальнейшего обучения в средней школе. 
Тест  «Лесенка» используется с целью изучения уровня самооценки, самоощущения, данные категории относятся к экзистенциональной сфере. Предполагается, что после формирующего эксперимента изменения в установках учителей повлияют на самосознание учащихся. Учащиеся почувствуют «потепление» отношения к себе со стороны учителя. Известно, что для младшеклассника очень важно, как к нему относится учитель. Учитель, ориентированный на развитие индивидуальности в каждом ученике, сможет найти правильный подход к построению субъект-субъектных отношений. Таким образом, ученики после формирующего эксперимента поставят себе со стороны учителя более высокую оценку, что поднимет общий уровень самооценки, позитивно повлияет на самоощущение. 
В констатирующем эксперименте принимали участие четыре первых классов и их классные руководители. 1 «а», 1 «б» классы сельской средней школы № 1 кроме констатирующего и заключительного этапов эксперимента принимали участие в формирующем эксперименте. Поэтому были определены как экспериментальные.  1 «а» и 1 «б» классы многопрофильной школы-лицея № 3 города в формирующем эксперименте участия не принимали и были определены как контрольные. 
В процесс формирующего эксперимента подключились педагоги начальных классов школы сельской средней школы № 1, они вместе с учителями экспериментальных классов участвовали в мини-курсах по теоретической, методической и практической подготовке педагогов к использованию индивидуальностно-ориентированного подхода в практической деятельности. Теоретическая подготовка выражалась в освоении научных сведений об индивидуальности и процессе ее становления в школьном возрасте. Методическая и практическая была связана с овладением формами, приемами и методами работы по развитию индивидуальности в процессе тренинга педагогической осознанности. С детьми 1 «А» и 1 «Б» сельской средней школы № 1  проводились занятия «Приключения веселых человечков». Цель занятий - повышение работоспособности детей, создание позитивного настроения, повышение сплоченности группы. Дети на занятиях действуют и говорят от имени веселых человечков, что способствует тому, что они становятся более внимательными и общительными, преодолевают свою тревогу и застенчивость. Занятия проводились классными руководителями этих классов.
На заключительном этапе экспериментального исследования подводились его итоги, анализировались результаты повторного анкетирования педагогов экспериментальных и контрольных классов, психологического анализа особенностей адаптации к школе учащихся экспериментальных и контрольных классов. Предполагалось, что педагоги, принявшие участие в формирующем эксперименте, в ходе теоретического изучения особенностей процесса становления индивидуальности человека, в процессе тренинга педагогической осознанности овладели формами, приемами и методами работы по развитию индивидуальности и приобрели установки на развитие индивидуальности учащихся. Изменение установок учителей на развитие индивидуальности учащихся должно изменить уровень удовлетворенности жизнедеятельностью у их воспитанников. Значит, показатели волевых проявлений и уровень самооценки первоклассников к школе должны изменяться в позитивную сторону. 

Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 418 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]