Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности

Модель индивидуальностно-ориентированной воспитательной деятельности учителя - Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности

В современной педагогике существует множество подходов, которые определяют стратегию и тактику исследовательской и практической деятельности. Предпринимаемая попытка разработки нового подхода в воспитательной деятельности потребовала обращения к понятию «подход» с целью выявления его сущности. В настоящее время в педагогике под подходом понимается методологическая ориентация, определенная позиция педагога и педагогического сообщества в целом, имеющая внутреннюю структуру и представляющая собой совокупность взаимосвязанных понятий, принципов (идей) и способов осуществления познавательной или преобразовательной деятельности. Большинство подходов, применяемых в педагогике, являются гносеологическими, основанными на научном познании воспитанника. Во многом они продолжают традиции естественнонаучных технократических исследований и носят субъектно-объектный характер. В последнее время откликом на события, происшедшие и происходящие в жизни общества, стали подходы, учитывающие субъектный опыт ребенка, его самобытность и самоценность (личностно-ориентированный, субъектный), стремящиеся постичь ученика в его бытии, т.е. онтологические (философско-антропологический, бытийный). К разряду инновационных следует отнести и разработанный в ходе дипломного исследования подход в воспитательной деятельности, ориентированный на развитие индивидуальности. Данный подход рассматривается в качестве методологической ориентации в воспитательной деятельности и направленный на обеспечение и поддержку процессов становления и проявления индивидуальности учащихся [6].
Разрабатываемый подход, как и другие ориентации, состоит из трех компонентов. Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. К ним относятся следующие: индивидуальность, уникальность, самобытность, уникализация, творчество, выбор, самопознание, самоопределение, самопроектирование, самосозидание, самореализация, самоутверждение, концепция семи сфер. Ключевым понятием выступает индивидуальность. Второй компонент – принципы воспитательной деятельности, т.е. ведущие идеи и правила построения процесса воспитания детей. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя. В качестве основополагающих идей подхода, ориентированного на развитие индивидуальности, выступают принципы целостности, свободы, независимого развития человека, реальности человеческого бытия,  самореализации, становление целостной мотивации, антропологический принцип. Третья составляющая – технологический арсенал индивидуальностно-ориентированной деятельности, включающий в себя бинарные методы и приемы воспитательного взаимодействия педагога и ребенка.

Методы воспитания, ориентированные на развитие индивидуальности

№п./пМетоды воспитания Методы самовоспитания
1
Познания ребенка
Самопознания
2
Понимания ребенка и его жизнедеятельностиСамопонимания
3
Педагогического проектированияСамопроектирования
4
Педагогической поддержки (помогающего созидания)
Самостроительства (самосозидания)
5
Педагогической рефлексииСаморефлексии
6
Педагогической коррекции Самокоррекции
   

По своей сущности подход, ориентированный на развитие индивидуальности, противостоит ранее существовавшей в советской школе социоцентрической модели воспитания учащихся. Это становится более очевидным, если провести сравнение данного подхода и такой традиционной методологической ориентации, как индивидуальный подход.

Сравнительная характеристика подхода, ориентированного на развитие индивидуальности, и индивидуального подхода


Параметры сравненияИндивидуальный подход Подход, ориентированный на развитие индивидуальности
Теоретико-методологическая основаИдеи традиционной педагогической парадигмыИдеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии
Цель использованияНа основе учета индивидуальных особенностей детей формировать у них социально одобряемый опыт поведения и типичные качества
Содействовать развитию и проявлению индивидуальности ребенка
Содержательные аспекты примененияКогнитивный, практико-операционный и аксиологический компоненты содержания воспитанияСубъектный индивидуальный опыт учащегося, способность к жизнетворчеству и самосозиданию
Организационно-деятельностные и отношенческие аспектыПриемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений
Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъект-субъектных отношений
Критерии анализа и оценки эффективности применения
Основной критерий - воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностейГлавный критерий - развитость индивидуальности ребенка


Противоречие между самоорганизующейся и саморазвивающейся природой ребенка и неадекватностью используемых подходов и технологий в воспитательной деятельности, которые слабо стимулируют процессы самопознания, самосозидания и самореализации детей, становления их индивидуальности, заставило обратить особое внимание на роль учителя начальных классов. Именно классный наставник в младшем звене при условии овладения теоретическими представлениями об индивидуальности, принятия принципов подхода, ориентированного на развитие индивидуальности, использования адекватных форм, приемов и методов организации воспитательного взаимодействия с детьми может внести существенный вклад в развитие индивидуальности подрастающего поколения.
Рейтинг: 3.0/2
Счетчики: 670 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]