Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Продолжение ) Возрастные особенности развития семи сфер в младшем школьном возрасте — Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности
Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности и поведении, а также ряд их особенностей (например, требование словесного отчета, оценка своих действий и поступков) создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане. Ситуация социального развития ставит детей в условия, при которых они должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний, действий и поступков. На этой основе формируется у младших школьников умение как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. Произвольность, внутренний план действия и рефлексия - основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе. Развитие сферы саморегуляции В младшем школьном возрасте сфера саморегуляции практически не развита. Дети не умеют пользоваться своей свободой, понимая ее как вседозволенность: отсюда капризы, ненужное упрямство детей. Но уже есть задатки развития: дети в этом возрасте достаточно адаптированы - психически здоровы (есть гармония с самим собой и окружающим миром). Детям уже несвойственны крайности (излишняя активность или пассивность), чрезмерная неуверенность в себе, неуравновешенность. Главной особенностью этого возраста, накладывающей отпечаток на все стороны жизни ребенка, является изменение социальной позиции: он стал школьником, членом классного и школьного коллектива, где требуется выполнение определенных норм и правил поведения, когда нужно подчиняться определенному режиму, выполнять задания и делать не то, что хочется, как до школы, а что требуется. Эта позиция порождает ряд противоречий развития сферы саморегуляции: а) между полной свободой времяпрепровождения и необходимостью соблюдать школьный режим; б) от свободных, нерегламентированных отношений нужно привыкать к другим, более официальным, нормативным отношениям; в) между игровой и учебной деятельностью. Разрешение этих противоречий способствует развитию саморегуляции ребенка. В целом же ребенок пока не проявляет способности управлять своим поведением и деятельностью. Развитие предметно-практической сферы Проблема соотношения способностей и возраста занимает в теории способностей особое место. В психическом развитии организм проходит через определенные периоды, называемые сенситивными, которые характеризуются особой чувствительностью организма к воздействию среды, наибольшей интенсивностью развития отдельных психических функций, повышенными возможностями развития психики в целом. В младшем школьном возрасте речь детей достаточно хорошо развита, но встречаются некоторые внешние недостатки (заикание, картавость, неразборчивость и др.), которые с возрастом могут полностью исчезнуть. Важной особенностью является подражательность взрослым, своим сверстникам, героям из кинофильмов. Это качество очень помогает детям в учении и способствует быстрому овладению умениями и навыками. Следует учесть, что младшие школьники, естественно, не обладают умениями и навыками учебной работы, умениями планировать, организовывать и осуществлять различные виды работы. Всему этому их надо настойчиво и терпеливо учить. По отношению к современному ребенку порой неприменимы те мерки, которыми оценивались способности ребенка в прошлом. Его подлинные умственные способности шире и богаче, чем считалось ранее. Современными исследованиями установлено, что при создании определенных условий младшие школьники могут успешно усваивать абстрактный теоретический материал по математике и русскому языку. Учителю необходимо развивать зачатки теоретических рассуждений ребенка и наряду с конкретно-образным мышлением постепенно воспитывать простейшие приемы мышления отвлеченного. У младших школьников довольно отчетливо обнаруживаются специфические умственные способности и одним из индикаторов этих способностей может быть восприятие, запоминание или обобщение материала из той или иной области знаний. При этом довольно отчетливо проявляются индивидуальные особенности в восприятии, запоминании, обобщении материала из разных областей знания. Одни быстрее воспринимают, точнее обобщают и лучше запоминают математические объекты и отношения, другие - словесный материал, третьи - увереннее себя чувствуют, когда имеют дело с наглядным материалом и т.д. Развитие экзистенциальной сферы В младшем школьном возрасте происходит осознание ребенком своих индивидуальных психических свойств путем обобщения результатов самонаблюдения. Под влиянием обучения происходят серьезные сдвиги в психическом развитии детей, в том числе и в сфере экзистенциальной. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинают формироваться ценностные ориентации. Помимо собственного опыта дети пытаются анализировать опыт других людей. Уже многие нравственные поступки совершаются ими по собственной инициативе. Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единственным, является настоящее, «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее представляется ему только в самом общем виде [57]. |
Рейтинг: 5.0/2 |
Счетчики: 1138 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |