Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Цели и принципы педагогики индивидуальности — Дипломная развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности Продолжение
Основные ориентации: важность и необходимость семьи; культура взаимоотношений в семье (правовые, экономические, нравственные, половые и др. отношения); семейные традиции. Общество. Формирование у школьника качеств, помогающих ему реализовать себя и как существо общественное, и как неповторимую индивидуальность; формирование гражданской позиции, уважительного отношения к законам, нормам социальной жизни и культуры, развитие умения общаться, сотрудничать, осуществлять сознательный выбор жизненного пути, воспитание бережного отношения к культуре и традициям своего народа, родного края. При достижении этой группы целей решаются проблемы: выбор образа жизни, образа личности, своего места в обществе, формирование приемлемой для себя и общества системы ценностей. Основные ориентации: человек как главная ценность общества; его любовь и свобода; жизнь человека, природы, планеты; познание (информация, знание, истина); труд как средство существования и выживания, как источник познания, творчества, профессии; Отечество (свобода и демократия, мир и безопасность, национальное самосознание и национальная культура, добровольное выполнение гражданских обя-занностей); красота (искусство, эстетика, красота духа и тела, красота труда, быта, природы); материальные ценности (вещи, деньги, капитал, частная и другая собственность). Человечество. Формирование у школьника осознания себя как части человечества и природы, понимание нравственной ответственности перед человечеством и будущими поколениями за свою собственную деятельность по освоению природы, использованию научных открытий и техники, сохранению памятников истории и культуры. Формирование интерсоциальных качеств, основанных на общечеловеческих ценностях и обеспечивающих их утверждение в процессе жизнедеятельности. Прежде всего, это повышенная чувствительность к тому, что происходит в мире, небезразличное отношение к мировым проблемам, которые касаются каждого человека, это ответственность и активное участие в решении общечеловеческих проблем. В процессе достижения этой группы целей решается проблема определения своего личного отношения к таким последствиям деятельности человека, как войны, милитаризация, аварии, катастрофы и т.п. Основные ориентации: экологическая культура, гражданское отношение к историческим, духовным и материальным памятникам культуры. Отсюда главная задача педагогики индивидуальности - раскрыть закономерности формирования индивидуальных качеств человека и дать практические рекомендации, как это делать. В ее задачи входит раскрытие сущности и возрастных особенностей основных сфер человека, выявление специфики деятельности учителя по развитию индивидуальности школьника. Педагогика индивидуальности является составной частью общей педагогики. Общая педагогика за свою историю, обобщив опыт многих поколений, сформулировала ряд принципов, лежащих в ее основании [31]. Появление новой составляющей ее части - педагогики индивидуальности -предполагает появление новых принципов. К ним можно отнести: - антропологический принцип: уважение к человеку, к его достоинству, к его интересам и потребностям. Этот принцип призывает нас изучать индивидуальность человека во всей ее полноте и способствовать развитию ее сущностных сил. Целостное человекознание - та область, в которой индивид найдет ответы на вопросы о том, что такое человек, в каких взаимоотношениях он находится с самим собой и окружающими. Знание человеком своего субъективного мира должно затронуть глубинную человеческую сущность; - принцип свободы независимого развития человека. Начало и конец педагогики заключаются в том, что ребенок - человек, он имеет право самостоятельно реагировать на обстоятельства и поступать так, как он считает нужным, он имеет право на чувство собственного достоинства. Но его в то же время необходимо обучать свободе своей жизнедеятельности: свободе в выборе целей и средств их достижения, свободе действия, свободе восприятия. Свобода рассматривается, с одной стороны, как самоценное, сложноструктурное личностное образование, с другой - как форма индивидуального бытия, как необходимое условие полноценного проявления и развития собственно человеческого начала в человеке; - принцип реальности человеческого бытия: никто не может быть средством для блага другого, каждый сам добивается своих целей; - принцип самореализации: дело не в «проектировке личности» (А.С. Макаренко), а в признании разносторонности человека и его способности самому определять свою жизнь, взгляды, деятельность и поведение. Педагог должен осознавать свою ответственность - сознавать свою роль помощника (а не руководителя) в развитии индивидуальности ребенка и действовать, прежде всего, в его интересах; - принцип мотивации: становление целостной мотивации, а не только мотивации учения, содействует самосовершенствованию индивидуальности человека. Необходимо учитывать наличие у индивида не только мотивации познания, но и мотивации труда, достижения, мотивации аффилиации, мотивации самопознания и самосовершенствования, мотивации конфликта и др.; - наконец, принцип целостности: необходимо формировать целостного человека (а не только личностные качества) - гармонично развивать все сферы психического мира человека, интегративные личностные и психические качества. Развивая эти идеи, мы должны идти от технократизма к гуманизму в образовании, от задачи формирования только знаний к задаче общего развития человека. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 904 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |