Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
1.2. Общие вопросы педагогики индивидуальности — Соотношение понятий индивидуальность и личность
Как известно, советская педагогика и педагогическая психология сделали, в силу ряда причин, существенный крен на формировании знаний и воспитании личности. Но уже в начале шестидесятых годов нашего века исследователи обнаружили тот факт, что, например, начальное обучение не влияет сколько-нибудь на общее развитие детей. Л.В. Занков писал: «Наши наблюдения и специальные обследования... свидетельствуют о том, что достижение хорошего качества знаний и навыков в начальных классах не сопровождается существенными успехами в развитии учащихся». Слабое влияние обучения, и не только в младших классах, на развитие учащихся связано с тем, что школа была нацелена на удовлетворение потребностей прежде всего государства. И до сих пор в центре ее внимания стоят две проблемы: формирование знаний и воспитание личности. Но везде хорош только оптимум, а не максимум. Государство до сих пор включает в программы и учебники преимущественно такие знания, которые значимы для общества в целом, но не очень нужны отдельному человеку. Принцип связи обучения с жизнью в этом случае понимается крайне односторонне: как связь обучения с жизнью общества. Но в понятие «жизнь» включается не только жизнь общества в целом, но и каждого индивида. В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что «индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность». Чем же личность отличается от индивидуальности? [71]. Рассмотрим пример, приведенный Ю.М. Орловым в его книге. Он описывает две ситуации. Когда Степан, муж Аксиньи (в романе Шолохова «Тихий Дон»), вернувшись с военной кампании, узнает, что все жители станицы знают о связи его жены с Григорием, то его стыд за нее и за себя получает традиционные формы выражения в виде длительного гнева и палачества, что в общем является обыкновенным и одобряемым сообществом, в особенности женщинами, способом реагирования. В этой ситуации Степан поступает так, как ожидает от него общество: он подчиняется традициям казачества, следует этим традициям - он является личностью, так как соответствует культуре, традициям данного общества. Ю.М. Орлов приводит аналогичную ситуацию, произошедшую в его детстве: «Я помню из детства случай в нашей деревне, когда кузнец Василий, вернувшись с заработков, получил от блюстительницы морали, которую довольно часто бил муж, известие о неверности своей жены. Дальше все произошло так, как предписывает мораль идиотизма деревенской жизни. Вся деревня с удовлетворением слышала вопли истязаемой жен¬щины и ругань разъяренного кузнеца, который по традиции пользовался вожжами. Я дружил с сыном этой женщины, и нам было по семь лет. Однажды я спросил его, любит ли он отца или боится. Он мне ответил, что не боится и любит. Я был удивлен и заметил: «Как его можно любить, если он так бил твою маму? Он, наверное, и тебя бьет?» На это мой друг по большому секрету сообщил: «Не бил он мамку! Когда приехал, я из-за перегородки слышал, как они разговаривали. Папка ей сказал, что он ни одному слову не верит. Но отругал ее, что повод для сплетен дает. Потом он сказал: «Кричи вовсю, как будто я тебя бью, и причитай, что больше не будешь!» Опосля он заорал, как будто его режут, выбежал во двор, заматюгался, стал мамку ругать, схватил вожжи, бегал по двору, всю скотину перепугал, аж бараны разбежались по всему двору, стал хлопать дверями, а мамка все кричала. После этого они перестали и стали тихо смеяться. Только ты никому не говори, мне мамка сказала, чтобы я не говорил никому». В чем смысл второй ситуации? Кузнец, если смотреть на его поведение с точки зрения традиционного деревенского сообщества, не был личностью, так как он обманул общество и не поступил в соответствии с его традициями. Кем же он был и почему он так поступил? Он просто любил свою жену! Этого оказалось достаточно, чтобы быть на уровне ненасилия. Притом он, как видно, с развитым чувством человеческого достоинства и поэтому имел иммунитет против насильственного программирования своего поведения со стороны уважаемого деревенского сообщества. Он был индивидуальностью! Он сохранил человеческое в себе. Вывод из этого примера заключается в том, что человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Как видим из этого примера, индивидуальность и личность не одно и то же - это две стороны человека. Французский философ Люсьен Сэв утверждает: личность есть живая система отношений между поведениями, отношений в конечном итоге общественных, но которые всегда связаны с человеческим поведением и выступают как поведение. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 731 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |