Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности

Общие технологические принципы нового воспитания (продолжение 2) - Дипломная развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности

На атмосферу школьной жизни оказывает влияние стиль воспитания, который доминирует в среде учителей и реализуется ими в практике воспитания. Принято выделять четыре вида стилей воспитания: авторитарный, ярким представителем которого считают А. Дистерверга (Германия), свободное воспитание, идеологом которого был Ж.-Ж. Руссо, а в дореволюционной России – К.Н. Венцель, Л.Н. Толстой, наконец, прагматическое воспитание, направленное на усвоение практических навыков, основоположником которого является Дж. Дьюи (США) и антропологический стиль, который связывают с именем К.Д. Ушинского, с ним же связывают рождение педагогики в России как науки. В своем главном труде «Человек как предмет воспитания или педагогическая антропология» суть гуманистического воспитания он сформулировал так: чтобы воспитать человека, надо его знать во всех отношениях, а чтобы знать – надо изучать во всех отношениях. К.Д. Ушинским было положено начало личностно-ориентированной педагогики, когда не ребенок существует для школы или учебного заведения, а учебное заведение – для воспитанника. Отсюда содержание учебно-воспитательного процесса, его режим должны быть подчинены потребностям и возможностям возраста и учету интересов детей.
Следование за интересами и потребностями детей составляет основу гуманистической педагогики. Но имеется в виду не слепое подчинение детским прихотям, а использование интересов в воспитательных целях, возвышая и облагораживая детские устремления. «Идя навстречу детскому интересу.., мы оказываемся на путях новой педагогики» (А.С. Макаренко).
Интерес и воля – вещи взаимосвязанные; развивая интерес, мы стимулируем у ребенка потребность в самоанализе. И все же чаще мы сталкиваемся с примерами, когда педагоги, да и родители тоже, пытаются передать детям свой жизненный опыт, заботясь о том, чтобы дети не повторяли бы их ошибок. Однако известно, что человек учится не своих собственных проступках, получая уроки, которые преподносит ему жизнь. Научиться преодолевать ошибки и извлекать из них соответствующие выводы – вот что представляет собой ценность в личностном росте.
Влияние педагогов проявляется в том, что они способствуют накоплению у детей опыта позитивных взаимоотношений с другими людьми, пониманию красоты природы и искусства, умению общаться с техникой, слушать и слышать то, что хотят выразить другие люди. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, нравственно, интеллектуально.
Но следует иметь в виду и другое. Зачастую опыт людей старшего поколения заждется на ценностях, не отвечающих духу времени. Далеко не всегда совпадают вкусы молодых людей и взрослых в восприятии моды, музыки, изобразительного и театрального искусства. Вместе с тем, многие подростки лучше взрослых осведомлены в вопросах техники – компьютерной, аудио-, видео-. Отсюда во взаимоотношениях педагогов с подростками педагогическое руководство в его классическом понимании неуместно. Более адекватным является педагогическое сопровождение, которое позволяет вместе с детьми усваивать новые ценность [35].
Важным технологическим принципом в воспитании является игра и игровые ситуации, как методы, отвечающие потребностям школьного возраста и позволяющие каждому проявить себя в активной творческой позиции. Результаты опросов учащихся разных возрастов после проведения игр свидетельствуют, что игра воспринимается ими как заметное событие их личной, школьной или лагерной жизни. Даже драматические события (ведь не всегда же побеждает дружба!) оказываются полезными для души ребенка – они не дают ей зачерстветь.
Теперь о вопросе оценки качества воспитания. На что направлены технологические принципы гуманистического воспитания, о которых шла речь выше? Поскольку использование технологических принципов подчинено главной цели – создать оптимально возможные условия для разностороннего развития ребенка, раскрытия его индивидуальности, становления как личности, то личностный рост и является основным мерилом качество воспитательной деятельности. Однако процесс воспитания – двусторонний, многое зависит от самого воспитуемого, приемлет ли он те ценности, на которые его ориентируют, стали ли они достоянием его личности. Поэтому повышение качества воспитания связано не только с педагогическими воздействиями извне, но и с тем, как эти воспитательные приемы побуждают ребенка к самовоспитанию. За счет обучения детей технике самовоспитания можно успешнее продвигать личность по индивидуальной траектории развития.
Для этого необходимо вместе с ребенком выяснить те трудности, барьеры, которые тормозят его развитие (по аналогии с техникой работы репетитора). Когда подросток четко представляет себе, что мешает его продвижению в учебе, личностном росте, то он становится ответственным за себя и состояние своей жизни. Вместо призыва «слушай учителя!», важнее научить его следовать принципу – «Будь сам активен!» [27].
Всему этому надо обучать классных руководителей, воспитателей, всех учителей, делая такие встречи-занятия живыми – один может познакомить коллег с новой литературой, другой поделиться своими методами разрешения конфликтов, всем вместе договориться о стиле общения, научиться больше улыбаться, несмотря на временные огорчения – улыбка гасит нервное напряжение, развивать в себе привычку видеть в людях и детях хорошее, а перед принятием решения, быть эмоционально уравновешенным. Важно объединять педагогов едиными воспитательными целями, выработав их сначала с группой единомышленников, а затем постепенно вовлекая в свои ряды остальных. Существует три механизма объединения учителей в коллектив единомышленников – общность целей, которая влечет за собой организационное единство; совместная деятельность, порождающая феномен солидарности, профессионального сотрудничества, и наконец, психологическое единство, сопровождающееся самосознанием «мы – коллектив».
Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 806 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]