Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Сущность нового воспитания - Дипломная развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности
1.1.2. Сущность нового воспитанияВоспитание (от древнерусского) – възъпитание, возвышенное духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное. Опыт развития человеческой цивилизации в целом и отдельных народов и государств свидетельствует о том, что во все времена значимость воспитания для судеб государства оценивалась чрезвычайно высоко, ибо как говорили древние, «лучшее воспитание обеспечивает лучший вид строя». Для того, чтобы осознать эту, казалось бы, простую истину, казахстанскому обществу потребовалось почти десять лет, в течение которых реформирование отечественного образования осуществлялось таким образом, что воспитание «выдавливалось», «вымывалось» из общеобразовательной школы, а вслед за нею и из системы вузовской подготовки учителей к воспитательной работе. Понятие «воспитание» для казахстанской культуры и педагогики всегда имело особое смысловое значение, связанное с духовно-нравственным формированием и развитием человека, которое достигается и с помощью такой формы, как образование. Воспитание и образование – что есть яйцо, а что – курица? Можно долго спорить по поводу большей значимости того или другого, если иметь в виду, что и тот, и другой термин может употребляться как в широком, так и в узком смысле. Если же следовать традиционному для казахстанской культуры пониманию воспитания как механизма передачи культуры одним поколением другому, то тогда образование – одна из форм воспитания, которая отвечает за интеллектуальное развитие человека посредством упорядочивания передачи культуры. Образование интегрировано в воспитание и живет в системе его ценностей[58] . Как доказано специальными исследованиями по сравнительной педагогике, таким подходом к раскрытию сущности воспитания казахстанская педагогическая культура обогатила педагогику Запада. Не случайно наиболее распространенным определением педагогики служит следующее: «педагогика – это наука о воспитании детей». В ряде стран Западной Европы и в Америке термин «воспитание» такой смысловой нагрузки на себе не несет. Это и стало главным аргументом авторов школьной реформы, движимых желанием вписаться в систему взглядов на образование за рубежом, поступившись собственными культурными традициями. А ведь традиция – это мост, соединяющий прошлое через настоящее с будущим. Отказываясь от традиций, мы рискуем лишить себя и своих детей будущего [76]. В отличие от образования, главная задача которого состоит в том, чтобы дать учащимся определенный объем знаний, вооружить их соответствующими умениями и навыками, необходимыми для жизни и труда, воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, моральных норм. Если образование определяется такими ключевыми словами, как «сознание – мышление – знание –деятельность», то воспитание оперирует качественно иными: «ценности – отношение – поведение». Отсюда следует, что воспитание имеет отличное от образования содержание, свою логику и методы воздействия на детей. Понятно, что такое разведение понятий и процессов с ними связанных весьма условно. В реальной педагогической практике эти процессы протекают в единстве, что и позволяет избежать в воспитании подростков как крайне выраженного интеллектуализма, так и узкого практицизма. Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания. Содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое, физическое воспитание, культивируя в детской среде здоровый образ жизни и формируя в личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни. Морально-этической доминантой нового воспитания выступает принцип гуманистических идеалов – национальных традиций, ненасилия (в самом широком смысле этого слова), терпимости, коллективизма и сотрудничества (взаимопомощи и взаимопонимания), а также принцип личной ответственности за свои поступки. Воспитание, придерживающееся этих постулатов, позволит личности реализовать себя на всех ступенях развития, не ограничиваясь лишь адаптационной [93]. Итак, концепция нового воспитания вобрала в себя характеристики, востребованные временем и присущие человеку будущего, гарантирующие ему достойное самосуществование. Для педагогов эти характеристики вполне могут служить теми ориентирами, по которым можно соотносить свою деятельность по воспитанию и развитию детей и подростков. Ведущая идея нового воспитания состоит в том, что в центре его находится личность воспитанника, готовая включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный вклад. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 764
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |