Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ - Дипломная развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ1.1. Теоретическое исследование развития воспитания в системе образования на современном этапе1.1.1. Определение воспитания Классическое определение, данное в энциклопедии: «воспитание – целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемого с целью формирования у него определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных способностей и т.п.». И далее – «воспитание тесно связано с обучением; многие задачи воспитания достигаются главным образом в процессе обучения». Как видно из определения, воспитание связано, но не сводимо к обучению. Несколько иное определение дает педагогическая психология. Исходя из своего предмета, «психология воспитания изучает механизмы возникновения новых образований личности – черт характера, привычек, потребностей и мотивов, способов поведения, новых чувств и отношений которые появляются под влиянием воспитывающих и обучающих воздействий». Она выясняет, почему одни воздействия приводят к одним результатам, а другие – к другим или одни и те же воздействия по-разному влияют на разных людей и даже на одного и того же человека в разных ситуациях [25]. В общем смысле под воспитанием в психологии понимается деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Следует подчеркнуть, что психологическая наука больше оперирует термином «развитие» нежели «воспитание». Как видно из приведенных выше определений, по сути своей они мало, чем отличаются друг от друга, а единит их подход к воспитанию как целенаправленному воздействию. Однако в последние годы именно «целенаправленность» воспитания подвергается особо жесткой критике, как со стороны некоторых педагогов, так и особенно психологов. Главное доказательство своей правоты они усматривают в том, что «целенаправленность» попирует гуманистические идеалы и дух свободы личности, ее свободное развитие. Это и побудило многих из них отказаться от традиционного для казахстанской педагогики понимания сущности воспитания, предложив новое, более широкое толкование образования как процесса становления личности, в котором определенную роль играет и воспитание. Такая точка зрения получила достаточно широкое распространение, поскольку она насаждалась и сверху. Благодаря этому, сам термин «воспитание» стал восприниматься как нечто пугающее [35]. Оппонирующая сторона склонна исходить из того, что любой процесс, будь то воспитание, образование или развитие, если он организуется специалистами, всегда направлен на достижение цели. Иначе зачем? Отсюда проблема лежит в области целеполагания – на что направлены цели, каков их характер и какие средства и методы подтягиваются для их достижения. Гуманизм – ключевая идея концепций нового воспитания. Если воспитательный процесс организован таким образом, что гуманистические идеалы находят свое воплощение в жизнедеятельности детского сообщества, то идеям свободны личности не угрожает его целенаправленность. В пособиях и рекомендациях, адресованных практическим работникам, в последнее время довольно часто можно встретить такое определение «воспитания» – это управление развитием личности. Лаконичность определения находит отзвук в восприятии практиков, и оно становится руководством к действию. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что «управление» в психологическом смысле означает ни что иное, как манипуляция. Если подставить это значение вместо «управления», то так ли привлекательно это определение? Здесь уместно привести слова М. Волошина: «Из всех насилий, творимых человеком над людьми, убийство – наименьшее, тягчайшее же – воспитание». Сказано резко и с болью, вызванной осознанием того, какая сила заключена в воспитании и как многое зависит, в чьих руках оно находится. Вся сущность воспитания – «возвышенное духовное питание человека» и воспитателя, как умельца «извлекать спрятанное». Это понимание пришло к нам из глубины веков, из древнерусского значения «възъпитание». Слышать «учителя своего – живой русский язык» умел В.И. Даль и услышанное старался донести до своих соотечественников. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 687
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |