Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
ВВЕДЕНИЕ 1 - Дипломная развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности
Цель исследования: выявить и научно обосновать сущность подхода воспитательной деятельности, ориентированного на развитие индивидуальности. Объект исследования – воспитательная деятельность учителя начальных классов. Предмет исследования – применение в воспитательной деятельности учителя начальных классов подхода, ориентированного на развитие индивидуальности учащихся. Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза исследования: целесообразность и эффективность использования подхода в воспитательной деятельности, ориентированного на развитие индивидуальности детей, возрастают в том случае, если: • у педагога сформированы глубокие и детальные представления об индивидуальности как сложном интегративном качестве, не сводящемся только к отличительным особенностям человека; • приоритетной ценностью в деятельности учителя при выборе стратегии и тактики взаимодействия с детьми выступает процесс развития индивидуальности школьников; • в воспитательном пространстве класса моделируются и создаются условия для становления и проявления индивидуальности ребенка. Задачи исследования: 1. Проанализировать понятия «личность» и «индиви¬дуальность», «сущность индивидуальности человека». 2. Рассмотреть общие вопросы педагогики индивидуальности, определить «цели воспитания» на современном этапе. 3. Провести сравнительную характеристику индивидуального подхода социоцентрической модели советской школы и подхода концепции семи сфер, ориентированного на развитие индивидуальности учащихся. 4. Разработать концептуальную модель воспитательной деятельности учителя, направленной на содействие развитию и проявлению индивидуальности воспитанников. 5. Апробировать индивидуальностно-ориентированные системы воспитания учащихся в условиях классного сообщества. 6. Определить условия эффективного использования индивидуальностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности учителя начальных классов. Теоретико-методологической основой исследования являются: • философские положения о человеке и его индивидуальности (Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, И.И. Резвицкий, В.М. Русалов, В.С. Соловьев и др.); • идеи философской и педагогической антропологии, гуманистического направления в педагогике и психологии (В.В. Зеньковский, Н.И. Пирогов, В.В. Розанов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Р. Бернс, Я. Корчак, А.Г. Маслоу, К. Роджерс, С. Френе, Э. Фромм и др.); • основы психологической и педагогической теории об индивидуальности и процессе ее развития (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, Е.И. Исаев, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, Ю.М. Орлов, С.Д. Поляков, С.А. Расчетина, С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов, В.И. Слободчиков, Л.Н. Собчик, Д.И. Фельдштейн и др.); • современные теории и концепции воспитания, в том числе и системы идей личностно-ориентированного педагогического взаимодействия (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.Д. Демакова, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Л.М. Лузина, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков, Е.Н.Степанов, Е.В. Титова, А.П. Тряпицына, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.); • понятия и принципы системного, деятельностного подходов к познанию и моделированию процессов и явлений в обучении и воспитании (Ю.К. Бабанский, Е.Н. Барышников, А.В. Гаврилин, М.А. Данилов, В.Т. Кабуш, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л. Паладьев, Т.В. Светенко, Н.М. Таланчук и др.); • теоретические основы профессионально-личностного развития педагога (В.Г. Воронцова, Л.К. Гребенкина, А.А. Деркач, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, Г.С. Сухобская, Г.А. Федотова, Р.М. Шерайзина и др.). Методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, синтез, анкетирование, интервьюирование, опрос, индивидуальная беседа, моделирование, проектирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент. Защищаемые положения: • Подход в воспитательной деятельности, ориентированный на развитие индивидуальности, может быть определен как методологическая ориентация учителя. Учитель, рассматривающий развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности, предусматривает применение комплекса взаимосвязанных понятий, принципов и способов действий по обеспечению процесса развития и проявления индивидуальности детей. Освоение и использование в воспитательной деятельности подхода, ориентированного на развитие индивидуальности, детерминируют изменения в сознании, кредо и технологии деятельности учителей, что в свою очередь способствует формированию гуманистической направленности воспитательного процесса. • Определение цели воспитания как содействия развитию индивидуальности учащихся; выбор классным руководителем приоритетных направлений концепции семи сфер; использование адекватных цели и задачам бинарных способов взаимодействия с учащимися, индивидуальных и групповых форм работы являются составляющими концептуальной модели воспитательной деятельности, ориентированной на развитие индивидуальности. • Эффективность подхода в воспитательной деятельности, ориентированного на развитие индивидуальности, возрастает в том случае, если специально моделируется и создается совокупность организационно-педагогических условий для обеспечения процесса становления и проявления индивидуальности учащихся. Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыта сущность подхода в воспитательной деятельности, ориентированного на развитие индивидуальности, разработана и научно обоснована концептуальная модель воспитательной деятельности учителя, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся. Практическая значимость исследования. Представленная концептуальная модель деятельности учителя, ориентированная на развитие индивидуальности, выступает основой для создания воспитательных систем, целью которых является содействие развитию индивидуальности учащихся. Разработанный комплекс приемов, методов и форм работы, способствующих проявлению и становлению индивидуальности, апробирован и может использоваться педагогами и воспитателями при организации их взаимодействия с учащимися. |
Рейтинг: 4.0/2 |
Счетчики: 763 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |