2.2. Результаты исследования
2.2.1. Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков
Результаты диагностической анкеты о критических ситуациях показали, что у девиантных подростков сферы возникновения критических ситуаций намного шире, чем у благополучных подростков. Результаты наглядно представлены в приложении 6.
• ссоры, конфликты с друзьями:
девиантные подростки – 74%, благополучные – 23%;
• конфликты, споры, разногласия с одноклассниками:
девиантные подростки – 60%, благополучные – 18%;
• ссоры, конфликты между родителями; между родителями и родственниками:
девиантные подростки – 52%, благополучные – 2%;
• неприятности во взаимоотношениях с учителями:
девиантные подростки – 67%, благополучные – 8%;
• разногласия между родителями и учителями:
девиантные подростки – 77%, благополучные – 23%;
• неприятные переживания (сожаление) из-за того, что совершил, сделал или собираюсь сделать:
девиантные подростки – 58%, благополучные – 35%;
• неприятности в учебе - неуспеваемость;
девиантные подростки – 60%, благополучные – 2%;
• конфликты с братом или сестрой:
девиантные подростки – 56%, благополучные – 2%;
• конфликты с милицией:
девиантные подростки – 82%, благополучные – 0%;
• конфликты с родителями:
девиантные подростки – 52%, благополучные – 24%;
• неприятные внутренние переживания - одиночество, «что-то тревожит»:
девиантные подростки – 32%, благополучные – 26%;
• ссоры моих друзей с родителями:
девиантные подростки – 2%, благополучные – 6%.
Полученные данные подтверждают предположение о том, что критические ситуации выступают в качестве причины, в то время как девиантное поведение есть следствие ее переживания-преодоления. Выше говорилось, что при взаимодействии индивида с ситуацией происходит трансформация, перестройка внутреннего мира человека. При неконструктивном переживании девиантное поведение подростков выступает как защитно-компенсаторное образование, которое, с одной стороны, поддерживает целостность «Я», а с другой - ухудшает адаптацию подростка к среде. Кроме этого, возникают трудности при решении задач, встающих перед подростком в процессе выхода из критической ситуации. Этим объясняется то, почему подростки с отклоняющимся поведением не стремятся изменить себя в лучшую сторону.