ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
2.1. Методики исследования
2.1.1. Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков
Результаты диагностической анкеты о критических ситуациях подростков показывают сферы возникновения критических ситуаций у подростков, состояния, свидетельствующие о наличии переживания критической ситуации:
субдепрессивные (неудовлетворение, тоска, подавленность),
состояния фобического круга (страх, опасение, беспокойство, неуверенность, беспомощность, легкая тревожность),
состояниям нервно-психического напряжения (усталость, озабоченность, напряжение, занятость).
Диагностируются ситуационные реакции: оппозиции и отрицательного баланса, а также внутреннее суицидальное поведение.
Предполагается, что у детей с девиантным поведением сферы возникновения критических ситуаций шире, чем у благополучных подростков. Полный вариант методики см. приложение 1.
2.1.2. Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д.Амирхан)
Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева. Результаты методики позволяют рассмотреть поведенческие способы, применяемые подростками, при решении разных жизненных проблем. Характерной особенностью использования стратегий преодоления является: направленность на решение проблемы, поиск социальной поддержки, избегание. В данном исследовании стратегии преодоления можно представить как два направления действия: эффективные стратегии, неэффективные. К эффективным относится стратегия – направленность на решение проблемы. Характерным является использование личностных ресурсов для поиска возможных способов решения проблемы. Вторая стратегия этой группы – поиск социальной поддержки, где решение проблем основывается исключительно на помощи друзей, семьи, значимых других. К группе неэффективных стратегий относятся избегание. Такие подростки пытаются уйти от контакта с окружающей действительностью, от решения проблем. Полный вариант методики см. приложение 2.