Продолжение 4-1.1.2. Планирование действий и ликвидация последствий чрезвычайной ситуаций в образовательной среде
Своевременная последовательность работы с рисками и угрозами такова: предупреждение – выявление – ликвидация последствий. Новые условия, осознание важности и возрождение необходимости осуществления воспитания в школе, адекватного требованиям современной ситуации, диктует поиск новых путей работы, в том числе и для психологического сопровождения УВП. Одним из таких новых направлений может стать работа по проектированию и моделированию психологически безопасной образовательной среды школы.
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования. Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы.
Первый - принцип опора на развивающее образование, главная цель которого – не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.
Второй принцип, исходя из которого, необходимо проектировать психологически безопасную среду школы – принцип психологической защиты личности каждого субъекта УВП; реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получать ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.
Третий принцип – помощь в формировании социально-психологической умелости. Под социально-психологической умелостью понимается набор умений, дающий возможность компетентного выбора своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуации и выбирать соответствующее поведение.
Основными методически-организационными условиями осуществления психотехнологий сопровождения участников образовательного процесса являются:
1.Проведение системы психических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.
2.Программа психологического сопровождения для каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического воздействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.
3.Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.
4.В каждой из программ помимо содержательных задач отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества.
5.В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно-ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно-воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих.
6.Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной среды школы осуществляется на протяжении всего учебного года.