Продолжение 3-1.1.2. Планирование действий и ликвидация последствий чрезвычайной ситуаций в образовательной среде
Как можно преодолеть эти разрывы? Прежде всего, необходимо:
• информирование, объяснение, структурирование, осмысление (эти шаги направлены на преодоление когнитивного разрыва);
• нахождение и предложение любой роли с целью мобилизовать его активность (ликвидация ролевого разрыва);
• помощь в нахождении контакта и поддержки (устранение социального разрыва);
• определение того, что не изменилось (личностный разрыв).
Учителя могут помочь учащимся справиться со своими реакциями на кризисную ситуацию целым рядом разнообразных форм деятельности в зависимости от возраста детей. В таких случаях эффективно распространение памяток об оказании помощи пострадавшим среди учащихся, родителей, персонала образовательного учреждения.
Для младшего школьного возраста рекомендуется игра, являющаяся неотъемлемым средством выражения чувств и переживаний ребенка, групповая дискуссия, элементы арт-терапии; чтение вслух; активные игры. В более старшем возрасте, в средней школе, могут применяться арт-терапия, ролевое моделирование. Важно, чтобы сотрудники образовательных учреждений отдавали себе отчет в том, что кризисная ситуация может в течение длительного времени влиять как на учащихся, так и на самих сотрудников. Проблемы дисциплины часто имеют корни в непроработанных переживаниях горя, потери, тревоги. Должно быть проведено, по крайней мере, одно групповое занятие со всеми сотрудниками, чтобы отследить динамику переживаний и дать возможность людям поделиться своими чувствами. Также должен быть проанализирован и пересмотрен кризисный план.
К сожалению, как бы мы ни готовились к чрезвычайным ситуациям, они происходят, они всегда неожиданны и требуют незамедлительного действия.
Что может сделать образовательное учреждение?
• Заверить учащихся в том, что о них позаботятся и что педагогический коллектив готов к выпавшему на его долю испытанию.
• Поддерживать стабильность в школе.
• Обеспечить родителей и учителей необходимой информацией.
• Школьные психологи должны быть готовы к оказанию поддержки и консультированию в случае необходимости.
• Выделить время для обсуждения случившегося.
• Направить учащихся с наибольшей тревожностью, страхом, дезадаптивным поведением на дополнительную консультацию к специалисту.
• Поставить в известность родителей.
• Предоставить возможность для осуществления помогающих действий.
• Обратить внимание на детей, недавно переживших тяжелое, травматическое событие, осуществить дополнительную поддержку и помощь.
• Не допускать ярлыков и обвинений.
• Помнить, что реакция на травматическое событие зависит как от индивидуальных, так и от возрастных характеристик детей.
При организации мероприятий по ликвидации последствий кризисной ситуации, необходимо помнить о том, что все шаги должны совершаться по хорошо продуманному плану. В группу, принимающую план действий по ликвидации последствий, входят: руководитель образовательного учреждения, заместители, представители школьной службы безопасности, консультанты, учителя и другие лица, отвечающие за проведение антикризисных работ. Планируется проведение общего собрания, групповая и индивидуальная работа. Определяются время, место и ответственных за проведение мероприятий.