Продолжение 1 -1.1.2. Планирование действий и ликвидация последствий чрезвычайной ситуаций в образовательной среде
Антикризисный план должен включать в себя блоки: организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действия в ЧС), методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы), ресурсный (материально-технические и кадровые). Каждый блок формируется с учетом следующих факторов:
• типы ситуаций, которые определяются образовательным учреждением как чрезвычайные;
• признаки, определяющие кризисный характер событий;
• алгоритм действий (кто, где и как действует);
• определение, по каким критериям сортировать медицинскую и психологическую травму;
• выявление учащихся и сотрудников, которым может потребоваться последующая консультация;
• порядок действий в отношении учащихся, персонала, родителей, СМИ;
• какие дополнительные ресурсы могут быть использованы и каким образом;
• кто будет оценивать эффективность действий и необходимость доработки и изменения кризисного плана;
• какие обучающие тренинги для сотрудников необходимо провести;
• как будет происходить информирование о кризисной ситуации и плане действия в самом образовательном учреждении.
Планирование действий в ситуации кризиса, кроме того, должно включать:
• подготовку учителей и персонала, согласование планов действия с районными службами;
• вовлечение милиции, представителей ГО и ЧС, медицинских работников, службы социальной поддержки.
Чтобы стать эффективным, антикризисный план должен быть чем-то большим, чем просто документ, собирающий пыль на полке в кабинете администрации. Ознакомление персонала с планом поведения в ситуации кризиса, обсуждение технических и психологических моментов поведения в кризисных ситуациях, проведение тренировочных сборов — все это необходимо, чтобы план оказался действенным. Безусловно, никакой план, никакие профилактические меры не гарантируют полную безопасность, спокойствие, отсутствие экстремальных ситуаций, но они могут существенно снизить вероятность возникновения кризисной ситуации в школе, дать возможность быстро и эффективно реагировать в ЧС и последствия в отношении школьного коллектива и психического здоровья детей и взрослых. Кризисные ситуации часто можно предотвратить, создав здоровую атмосферу в образовательном сообществе, вовлекая учащихся в творческую, продуктивную деятельность, что является незаменимым средством по предотвращению насилия в школе.
Когда общий план разработан, можно приниматься за прорисовку деталей (ход действий, время, место, ответственный, технические средства и т.д.). Именно с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных учреждениях необходимо создавать школьные антикризисные бригады. Все функции в такой бригаде заранее распределены.
Каждый член бригады должен знать:
• кто отвечает за оповещение всех членов команды при необходимости;
• регулирует и выстраивает систему коммуникации;
• занимается контролем слухов;
• обеспечивает первую помощь (психологическую, социальную и медицинскую), взаимодействует со СМИ;
• отвечает за эвакуацию и перевозку;
• проводит индивидуальное и групповое консультирование;
• планирует и проводит работу с последствиями кризисной ситуации.