Приложение 3
Методика «Диагностика уровня личностной готовности к риску» («РSК» Шуберта)
Методика позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие на удачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности. Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально числу допущенных ошибок.
В норме, как прави¬ло, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требова¬ниям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волную¬щих нетрадиционных событий.
Аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «еще при рождении знаешь, что и как произойдет с конкретным человеком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы становится раздражающим моментом для аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующийся побуждением к риску, обу¬словленным опытом преодоления опасности. Совершение противоправных действий – это возможность рискнуть, побыть в непредсказуемости и почувствовать превосходство над другими.
Поэтому у благополучных подростков уровень готовности риска будет оптимальным, а у подростков с алкогольной и наркотической зависимостью, совершавших криминальные действия, уровень риска будет высоким.
Инструкция к тесту
Оцените степень своей готовности совершать действия при ответе на каждый из 25 вопросов. Поставьте соответствующий балл за каждый ответ по следующей схеме:
• «полностью согласен», «безусловное да»: +2 балла;
• «больше да, чем нет»: +1 балл;
• «ни да, ни нет», «нечто среднее»: 0 баллов;
• «больше нет, чем да»: -1 балл;
• «полностью не согласен»: -2 балла.