ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теоретической части дипломной работы было рассмотрено несколько подходов по изучению горя: психоаналитический, экзистенциальный, гештальттерапия, подход Э.Линдеманна. Были выделены следующие стадии горя:
1. Стадия шока и оцепенения.
2. Стадия острого горя.
3. Стадия навязчивости.
4. Стадия прорабатывания проблемы.
5. Завершение эмоциональной работы горя.
А также проведённый анализ литературы позволил выделить следующие цели и задачи процесса проработки горя (так называемые «терапевтические мишени» в работе с человеком, переживающим горе): понять факт смерти / принять реальность утраты; заново пережить отношения с объектом утраты; прочувствовать эмоциональную боль (вспомнить / оживить; пережить и запомнить чувства, связанные с объектом утраты; реакция на разлуку); эмоционально принять мир без объекта потери (найти его место в эмоциях; выявить и оплакать вторичные потери; упорядочить мир, в котором его нет); построить планы на будущее (найти средства и возможности приспособиться к новому миру и жить в нём, не забывая старый).
Из вышеизложенного следует, что консультирование людей, перенесших утрату, - это нелёгкое испытание духовных сил и профессиональной компетенции. В жизни утраты более или менее ощутимы, но во всех случаях человек испытывает душевную боль, переживает горе. Утраты, как и многие события нашей жизни, не только болезненны, они предоставляют и возможность личностного роста. Консультант может способствовать реализации этой возможности, если понимает природу утраты, её связь с другими эмоциями, роль в становлении человека.
Работа с процессом горевания и потери может вызывать естественные трудности и дестабилизировать эмоциональное состояние самого специалиста. Иногда ситуация требует специфических навыков с подобными проблемами. Кроме того, принимая решение о начале коррекционной работы с клиентом, следует соотнести степень тяжести данного конкретного случая с собственной эмоциональной готовностью к встрече с такими непростыми переживаниями. Как правило, человек, встречающийся в своей практике с проблемами горевания и потери, нуждается в восстановлении своих ресурсов, а значит – в профессиональной помощи и поддержке.
Всё вышесказанное подводит проблеме актуальности разработки программ по оказанию наиболее адекватной психологической помощи лицам, перенесшим горе, в зависимости от степени тяжести данного состояния. В данном дипломном исследовании была предпринята попытка создания программы действий по конкретному случаю горевания. Консультативное сопровождение включало технические приемы ре-переживания, разблокирования эмоций и их проработки. В результате проведенной работы уровень проявления симптомов горя у обратившегося за психологической помощью молодого человека значительно снизился. Наблюдается формирование психологических новообразований в пространстве внутреннего мира личности Николая: он начинает отводить жизненному периоду встреч с любимой достойное место в прошлом, строить новые планы на будущее, появляется стремление к саморазвитию и целенаправленному изменению себя. Понесшего утрату любимой Николая начинают занимать новые люди и события. В процессе переживания скорби у Николая изменилась система ценностей, он ставит перед собой задачи, которые раньше его не интересовали, и, наоборот, отказываться от целей, волнующих его прежде. Если раньше он считал себя однолюбом, то сейчас не исключает возможности знакомства с другими женщинами. Эти данные позволили предположить успешность выбранной программы. Значит, применение аналогичных программ может стать методическим инструментом для оказания психологической помощи людям, переживших утрату близкого человека.
Таким образом, можно утверждать, что при правильно организованной психологической помощи процесс переживания утраты завершается формированием психологических новообразований в пространстве внутреннего мира личности. Следовательно, гипотеза доказана, задачи исследования решены, цели достигнуты. Значит, проведенная работа является эффективной.