Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Психологическая помощь людям, пережившим утрату близкого человека

2 - 2.2. Методики исследования. Методика постановки вопросов

2 - 2.2. Методики исследования. Методика постановки вопросов

Помощь консультанта в период переживания острого горя заключается в выслушивании и поддержке. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Фор¬мальные фразы отталкивают, возникает отчужденность и контакт на¬рушается. Советы и наставления также оказываются непродуктивны¬ми и даже вредными, поскольку отягощают переживание горя, а не облегчают его. Клиенту нужно предоставить возможность выражать любые чув¬ства, и все они должны быть восприняты с симпатией и добротой без предубеждения, чтобы он знал, что его переживания, хотя и тяжелы, но естественны, и он не одинок.

Задача состоит в том, чтобы разделить с человеком работу горя, а именно — помочь ему преодолеть зависимость от ушедшего и найти новые модели взаимодействия. Итак, важным на этом пути является, чтобы:

• клиент принял боль утраты;

• его страх, гнев и другие чувства были переработаны (враж¬дебность должна прорабатываться особо!);

• консультант замечал не только чрезвычайно сильные реакции, но и очень слабые, это поможет предотвратить отсроченные реакции.

Возможные вопросы при работе с утратой:

□ Расскажите мне, что это был за человек. Как он обычно выра¬жал свои чувства по отношению к вам?

□ Как вы узнавали о его любви (симпатии) к вам?

□ Если бы он оказался здесь сейчас, что бы вы хотели сказать ему? Скажите это прямо сейчас.

□ Расскажите о самых приятных моментах в ваших отношениях.

□ Расскажите о его характерных чертах, достоинствах и недостатках.

□ Можете ли вы вспомнить о нем что-то смешное?

□ Какими были его манеры?

□ Что его больше всего раздражало?

□ Какими были его привычки?

□ Что вас раздражало в нем больше всего?

□ Расскажите, как он уходил.

□ Когда последний раз вы его видели?

□ Какой была ваша первая реакция на его уход? Удалось ли вам с ним проститься?

□ Как вы попрощались с ним?

□ О чем вы размышляете, вспоминая о нем? Что именно вам вспо¬минается?

□ Что было потом?

□ Что произошло с его личными вещами?

□ Были ли у него особо любимые вещи? Что вы с ними сделали?

□ Пользуетесь ли вы его вещами? (Если да — это хороший знак; если нет — следующий вопрос: почему?)

Эти разговоры занимают 8—10 бесед по одному часу. Часто время бесед при проработке горя увеличивается, но нецелесообразно делать их длиннее двух часов. Это вредно и клиенту, и консультанту.

Самоотчеты испытуемого

Самоотчеты клиент формирует в произвольной форме. в них он описывает свое состояние и самоощущение. Если при этом он испытывает затруднения, то консультант задает вопросы открытого типа, не ограничивающих свободу высказывания.

Закры¬тые вопросы, которые требуют ответа «да» или «нег» или ответ-выбор из предложенных альтернатив, вынуждают консультанта говорить по времени больше, чем клиент, что, может быть, и дает дополнительную информацию, но мешает спонтанному самовыражению клиента и не позволяет вентилировать его чувства. Следует поощрять клиента вы¬сказываться конкретно. Если он прибегает к общим фразам, полезно задавать уточняющие вопросы.

Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 606 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]