2 - 2.2. Методики исследования. Методика постановки вопросов
Помощь консультанта в период переживания острого горя заключается в выслушивании и поддержке. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Фор¬мальные фразы отталкивают, возникает отчужденность и контакт на¬рушается. Советы и наставления также оказываются непродуктивны¬ми и даже вредными, поскольку отягощают переживание горя, а не облегчают его. Клиенту нужно предоставить возможность выражать любые чув¬ства, и все они должны быть восприняты с симпатией и добротой без предубеждения, чтобы он знал, что его переживания, хотя и тяжелы, но естественны, и он не одинок.
Задача состоит в том, чтобы разделить с человеком работу горя, а именно — помочь ему преодолеть зависимость от ушедшего и найти новые модели взаимодействия. Итак, важным на этом пути является, чтобы:
• клиент принял боль утраты;
• его страх, гнев и другие чувства были переработаны (враж¬дебность должна прорабатываться особо!);
• консультант замечал не только чрезвычайно сильные реакции, но и очень слабые, это поможет предотвратить отсроченные реакции.
Возможные вопросы при работе с утратой:
□ Расскажите мне, что это был за человек. Как он обычно выра¬жал свои чувства по отношению к вам?
□ Как вы узнавали о его любви (симпатии) к вам?
□ Если бы он оказался здесь сейчас, что бы вы хотели сказать ему? Скажите это прямо сейчас.
□ Расскажите о самых приятных моментах в ваших отношениях.
□ Расскажите о его характерных чертах, достоинствах и недостатках.
□ Можете ли вы вспомнить о нем что-то смешное?
□ Какими были его манеры?
□ Что его больше всего раздражало?
□ Какими были его привычки?
□ Что вас раздражало в нем больше всего?
□ Расскажите, как он уходил.
□ Когда последний раз вы его видели?
□ Какой была ваша первая реакция на его уход? Удалось ли вам с ним проститься?
□ Как вы попрощались с ним?
□ О чем вы размышляете, вспоминая о нем? Что именно вам вспо¬минается?
□ Что было потом?
□ Что произошло с его личными вещами?
□ Были ли у него особо любимые вещи? Что вы с ними сделали?
□ Пользуетесь ли вы его вещами? (Если да — это хороший знак; если нет — следующий вопрос: почему?)
Эти разговоры занимают 8—10 бесед по одному часу. Часто время бесед при проработке горя увеличивается, но нецелесообразно делать их длиннее двух часов. Это вредно и клиенту, и консультанту.
Самоотчеты испытуемого
Самоотчеты клиент формирует в произвольной форме. в них он описывает свое состояние и самоощущение. Если при этом он испытывает затруднения, то консультант задает вопросы открытого типа, не ограничивающих свободу высказывания. Закры¬тые вопросы, которые требуют ответа «да» или «нег» или ответ-выбор из предложенных альтернатив, вынуждают консультанта говорить по времени больше, чем клиент, что, может быть, и дает дополнительную информацию, но мешает спонтанному самовыражению клиента и не позволяет вентилировать его чувства. Следует поощрять клиента вы¬сказываться конкретно. Если он прибегает к общим фразам, полезно задавать уточняющие вопросы.