Приложение 3
Тест «Лесенка» (По Т.Д. Марцинковской)
В качестве метода диагностики уровня позитивности и адекватности самовосприятия детей из многодетных семей, принимающих участие в эксперименте, была выбрана методика «Лесенка». Методика «Лесенка» - проективный тест, с помощью которого исследуется уровень самооценки. Детям и подросткам давалась инструкция: «Начертите лесенку снизу-вверх из 10 ступенек. Внизу, на первой ступеньки нахо¬дятся самые плохие (хуже их не бывает) дети, а на последней - 10, - самые хорошие (лучше их не бывает) дети.
1. Напишите номер той ступеньки, где, как вы считаете, вы находитесь.
2. Напишите номер той ступеньки, на какой, как вы считаете, вас видят братья и сестры.
3. Напишите номер той ступеньки, на какой, как вы считаете, вас видят родители.
При анализе учитывается, что те, кто поместил себя на первую, вторую или третью ступеньку, обладают заниженной самооценкой. Если ребенок ставит себя на 4, 5, 6 или 7 ступень, то он обладает средней (позитивной) самооценкой, а если он ставит себя на 8, 9 или 10, то самооценка ребенка завышена.
Кроме того, если ребенок считает, что уровень оценки окружающих намно¬го ниже его собственной оценки, его самооценка неадекватна, он неудовлетворен своим социальным статусом в группе и у него депривирована потребность в социальном признании.