2.3.3. Тест «Лесенка» (По Т.Д. Марцинковской)
Средние результаты констатирующего и контрольного экспериментов по методике «Лесенка» были сведены в таблицы и представлены графически в форме диаграмм (см. приложения 13, 14). Затем сравнивались результаты детей, получивших низкие и оптимальные показатели по шкале «Принятие» теста родительского отношения в констатирующем эксперименте. Предположение о том, что неадекватное отношение родителей влияет на уровень самооценки детей, подтвердилось. Действительно, у детей, получивших низкие показатели по шкале «Принятие» зафиксирован низкий уровень самооценки.
В первой семье: у Даши – 2,3 баллов, у Оксаны – 2 балла. В отличие от девочек у Егора 4,3 баллов, что соответствует адекватной самооценке. После формирующего эксперимента уровень самооценки у всех трех детей стабилизировался (см. приложение 14):
Даша – показатели повысились с 2,3 баллов до 4 баллов;
Егор - показатели повысились с 4,3 баллов до 4,67 баллов;
Оксана - показатели повысились с 2 баллов до 5,67 баллов.
Во второй семье Ербол получил 2 балла, Жаслан – 2,3 балла, Медет – 1,67 баллов. В отличие от мальчиков Жанара получила 5 баллов, что соответствует оптимальному уровню. После формирующего эксперимента уровень самооценки у всех детей повысился (см. приложение 14):
Ербол – показатели повысились с 2 баллов до 4,33 баллов;
Жанара - показатели повысились 5 баллов до 8,33 баллов;
Жаслан - показатели повысились с 2,3 баллов до 6 баллов;
Медет – показатели повысились с 1,67 баллов до 5,3 баллов.
В третьей семье у Дамира уровень самооценки соответствует низкому и равен 2,3 баллам. После формирующего эксперимента уровень самооценки практически у всех детей этой семьи снизился (см. приложение 14):
Дамир – показатели повысились с 2,3 баллов до 4,7 баллов;
Айгерим - показатели повысились с 6,3 баллов до 6,7 баллов;
Индира - показатели повысились неизменными;
Мадина – показатели повысились с 4,7 баллов до 6,3 баллов.
Изменение родительской позиции после формирующего эксперимента способствовало повышению уровня психологического благополучия, что выразилось в повышении уровня самооценки практически у всех детей. Зависимость показателей шкалы «Принятие» и уровня самооценки у детей, принимавших участие в эксперименте, наглядно отображено на диаграмме (см. приложение 16). Чем выше показатели по шкале «Принятие», тем выше уровень самооценки у детей.