2.2.3. Тест «Лесенка» (По Т.Д. Марцинковской)
В качестве метода диагностики уровня позитивности и адекватности самовосприятия детей из многодетных семей, принимающих участие в эксперименте, была выбрана методика «Лесенка». Методика «Лесенка» - проективный тест, с помощью которого исследуется уровень самооценки. Детям и подросткам давалась инструкция: «Начертите лесенку снизу-вверх из 10 ступенек. Внизу, на первой ступеньки нахо¬дятся самые плохие (хуже их не бывает) дети, а на последней - 10, - самые хорошие (лучше их не бывает) дети.
1. Напишите номер той ступеньки, где, как вы считаете, вы находитесь.
2. Напишите номер той ступеньки, на какой, как вы считаете, вас видят братья и сестры.
3. Напишите номер той ступеньки, на какой, как вы считаете, вас видят родители.
При анализе учитывается, что те, кто поместил себя на первую, вторую или третью ступеньку, обладают заниженной самооценкой. Если ребенок ставит себя на 4, 5, 6 или 7 ступень, то он обладает средней (позитивной) самооценкой, а если он ставит себя на 8, 9 или 10, то самооценка ребенка завышена.
Кроме того, если ребенок считает, что уровень оценки окружающих намно¬го ниже его собственной оценки, его самооценка неадекватна, он неудовлетворен своим социальным статусом в группе и у него депривирована потребность в соци¬альном признании (полный вариант методики см. приложение 3).
2.2.4. Программа коррекции детско-родительских отношений «Связующая нить» (Н.Григори)
Программа составлена, исходя из того факта, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. Родителям нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Предположение о том, что большинству родителей известны и сами эти навыки, и способы их использования, ошибочно, поскольку в нашем обществе не принято обучать родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Предупреждая отрицательное влияние на ребенка неблагоприятных психосоциальных факторов путем коррекции ментального восприятия, можно оказать первичную психопрофилактическую помощь ребенку и реабилитационную поддержку его семье.
Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. На занятиях много игр. Известно, что существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Человек знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной действительности. Поэтому игра служит не только задачам обучения и тренировки, но и коррекции (полное описание программы см. приложение 4).