ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1. База исследования
Базой проведения эксперимента была выбрана средняя школа № 2 поселка Аксу города Степногорска. В эксперименте принимали участие 3 многодетные семьи, имеющих в своем составе учеников данной школы. Далее приводится краткое описание семей.
Семья первая. Полная. Пять детей. Двое окончили школу и живут отдельно от родителей, в эксперименте не участвовали. Даша и Егор учатся в младших классах, Оксана в пятом классе.
Семья вторая. Полная. Старший сын учится в профессиональном лицее города Степногорске, в эксперименте не участвовал. Ербол учится в классе предшкольной подготовки, Жанара и Жаслан в младших классах, Медет в шестом классе.
Семья третья. Полная. Старший Дамир учится в шестом классе, Айгерим в пятом, Индира и Мадина в младших классах. Младшие Сагынай и Раушан школу не посещают, в эксперименте не участвовали.
Таким образом, в эксперименте приняли участие три пары родителей, трое детей из первой семьи, четверо из второй семьи, четверо из третьей семьи.
Эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено тестирование родителей по методике «Тест родительского отношения» (А.Я.Варга, В.В.Столин) с целью определения родительской позиции к своим детям, принимавшим участие в эксперименте. С целью определения у детей фонового уровня эмоционального психологического благополучия, позитивности и адекватности самовосприятия было проведено тестирование по методикам «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М.Прихожан) и «Лесенка» (По Т.Д. Марцинковской). Первичное сопоставление результатов подтвердило, что неадекватное отношение родителей к ребенку в многодетной семье обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.
На этапе формирующего эксперимента со всеми участниками исследования проводились групповые занятия по программе коррекции детско-родительских отношений «Связующая нить» (Н.Григори). Занятия проводились 2 раза в неделю, всего было проведено 10 занятий.
На этапе контрольного эксперимента проводилось повторное тестирование родителей и детей. Цель его – убедиться в том, что психологическое благополучие детей зависит от родительской позиции. Предполагалось, что участие родителей в программе коррекции детско-родительских отношений вместе со своими детьми будет содействовать оптимизации родительских установок, коррекции родительской позиции, что отразится на уровне психологического благополучия их детей. Зафиксировать произошедшие изменения планировалось с помощью сопоставления результатов первичной и повторной диагностики. В доказательстве гипотезы данного исследования прослеживается определенная логика: чем адекватнее родительская позиция по отношению к ребенку, тем выше уровень психологического благополучия этого ребенка. Сопоставлялись данные об изменении родительской установки к каждому ребенку и данные об изменении показателей уровня эмоционального психологического благополучия, позитивности и адекватности самовосприятия этого ребенка.