Продолжение - 1.2. Типология современной семьи
Третий тип семьи - благополучная семья, которая многого в жизни добилась. Уровень благополучия таких семей средний или на 15 - 20% выше среднего, и возникшие проблемы они могут решать самостоятельно, без внешней помощи. По своему достатку они еще не могут широко пользоваться индивидуальными средствами решения домашних проблем, например, дорогостоящими социальными услугами.
Для четвертого типа семей, с доходы, позволяют реализовать практически все виды платных услуг, даже дорогостоящих. Исследователь Т. Пантелеева выделяет 5 групп семей по уровню дохода и наличию недвижимости:
1) Крайне бедные - низкие доходы, плохие жилищные условия, нет недвижимости;
2) Относительно бедные - низкий доход. но есть недвижимость, жилищные условия средние;
3) Среднедоходные, но малоимущие - нет недвижимосги, плохие жилищные условия;
4) Высокодоходные - высокий доход, но плохие жилищные условия, нет недвижимости;
5) Богатые - высокие доходы, жилищные условия выше средних, есть недвижимость.
Исследователи пришли к неутешительному выводу: в общей массе наше население следует признать крайне бедным, если не назвать нищим. А более «приличный» вид основной его массы объясняется двумя причинами: остатками благополучия прежнего времени, от которого еще сохранились предметы длительного пользования и крыша над головой, а также наличием неучтенных доходов от предпринимательской деятельности.
Типологизация семьи позволит значительно конкретизировать социальную работу, оформить социальное поле. Социальная работа в семье должна строиться также с учетом выделения некоторых этапов ее развития. Каждый из этапов имеет свои сложности, которые обусловливают особенности социальной работы.
Первый по счету кризисный период брака приходится именно на первые годы, если не месяцы брака. Именно в этот период распадается каждая пятая. Причиной, как показывает практика, является неудавшаяся адаптация супругов друг к другу и совместной жизни.
Следующий трудный этап - рождение первенца. Рождение ребенка изменяет ролевую структуру семьи. Резко возрастает объем бытовых обязанностей и испытаний. Рождение второго, как констатируют многие специалисты, не вызывает подобных сложных коллизий, т.к., во-первых, определенные семейные механизмы уже сложились и функционируют, во-вторых, на рождение следующих детей супруги решаются тогда, когда кризис, связанный с рождением первого ребенка, разрешается продуктивно. Одной из основных проблем для работы семейного социального педагога, психолога остается вопрос взаимоотношений «отцов и детей». Возрастной кризис подростков - закономерный и обязательный этап их становления, и непонимание этого родителями порождает конфликтные ситуации.
Следующим переломным этапом в жизни большинства семей является так называемое «время вылета птенцов из гнезда», то есть примерно двадцатилетие брака. И хотя в наших условиях семья далеко не всегда становится «пустым гнездом» - дети живут под крышей родителей, где у них возникают свои интересы, своя жизнь. Родители начинают понимать: единственное, что их соединяло, - это желание поставить детей на ноги, вырастить. Когда задача выполнена, в жизни супругов может образоваться пустота. Это время образование новых связей вне семьи, новый тип разводимости, после которого мужчине создать семью легче, чем его ровеснице - женщине. Если такого не происходит, то семье все равно нужна выработка новых установок и новых интересов. В этот период очень важна не только консультативная, но и организационная помощь семье в создании нового круга общения, поиска новых занятий, адекватных возрасту и интересам.
Рассмотрение жизненного цикла семьи и связанных с ним проблем ее членов показывает, что потребность в помощи социального семейного педагога, психолога своеобразна и конкретна на каждом из его этапов. Социальная работа должна быть такой, чтобы каждый тип семьи, в зависимости от здоровья ее членов, уровня доходов, степени образования, места жительства и т.д. получал адекватную помощь, и чтобы в этой помощи все больше места занимали модели саморазвития и самовыживания.